Деревня спрятанная в городе

Если Москва построена на 7 холмах, то Афины расположились между холмами, самый высокий из которых вовсе не известный и всеми посещаемый Ликавитос или Имитос, а малоизвестный и потому малопосещаемый холм под названием Турковуни. То ли из-за крутого подъема на холм или просто напросто из-за банальной лени, он мало кого интересует из местных греков и тем более из иностранных туристов. Например, я, прожив столько лет в Афинах, слышу о нем впервые. Да, стыдно. Но еще "стыднее", скажу, не знать, что на вершине находится самая настоящая деревня и живут в ней люди.


Начну с истории места

Итак, правильнее сказать, это не один, а целых три холма, которые образовывали когда-то скалистый горный хребет (цепь из трех холмов с высшей точкой высотой 339 метров) под одним названием Турковуни/нью.

Согласно одной из версий, название Турковуни происходит от расположения лагеря турецких солдат во время завоевания Афин в 1456 году. Ранее того этот горный хребет называли Ликовуния («Волчьи холмы») либо потому, что там жили волки (греч. λυκος означает волк). либо из-за лучей солнечного света, освещающих его склоны по утрам (греч. λυκη означает свет).
Небольшое отступление. На всех холмах Афинского бассейна (кроме Акрополя) действовали каменоломни. Гряда Турковунья принадлежит к тем, которые претерпели наибольшие изменения в своей форме, в данном случае особенно их центральный холм (Λόφο του Στρέφη), который практически исчез.
Сохранилось и античное название холма - Анхесм (др.-греч. Ἀγχεσμός). Здесь находилось святилище со статуей Зевса Анхесмия (Анхесмийского), который согласно легенде «метал свои молнии с вершины холма». На том месте сейчас находится современного типа монументальное сооружение, а надпись на табличке от 1976 года, что воткнута рядом, указывает на то, что «здесь были обнаружены ценные археологические находки: части основания каменного алтаря классической эпохи, который был связан с поклонением Зевсу, приносящему дождь. Есть также свидетельства использования вершины холма в конце 8 века до н.э.: керамические предметы (обетные), которые были обнаружены также во время раскопок вместе с эллипсоидным зданием 700 года до нашей эры, которое, как полагают, использовалось для поклонения гомеровским героям».

При императоре Адриане (117—138) был построен водопровод из Асхезма, снабжавший питьевой водой восточную часть Древних Афин.

В 1890-х годах на холме (из-за его удобного местоположения) для греческой армии был построен полигон для практики в стрельбе. До начала 20-го века холм Турковуни представлял собой зеленый оазис, наполненный ароматными соснами, вековыми оливковыми деревьями, дикими животными. Это было излюбленное место отдыха афинян. 

В 1930-х годах, когда Афины активно разрастались, а население постоянно увеличивалось из-за притока мигрантов из Малой Азии, все больше и больше деревьев в Турковунья вырубалось на топливо, к тому же, начали работать каменоломни, которые обеспечивали строительство домов для беженцев в новых районах Афин.

Со временем застройка дошла и до этого района Афин, который, по сути, начал застраиваться уже в 1940/1950 годы. Однако основная часть домов и хозяйственных построек была возведена в 1960-х годах либо нынешними владельцами, либо их предшественниками. Так случилось, что перемены не коснулись лишь небольшого поселение на макушке холма, о ней просто забыли. Эта деревушка выглядит и излучает дух настоящей деревни и, кажется, будто кто-то специально спрятал ее в большом городе.

Деревня или деревенское поселение 


Деревня (или поселение сельского типа) состоит примерно из 140 домов, постоянное население достигает 800 человек, а общая площадь не превышает 100 акров.

"На разноуровневом плато на вершине холма разместились строения: от старых лачуг, построенных косо-криво из чего попало до современных кирпичных домов, есть и вовсе заброшенные, заросшие кустарником с облупившейся побелкой. Там сям видны украшенные тряпками и горшками заборы, скотный двор, обнесенные проволокой пастбища с буренками и козами, бродят сами по себе куры, что убегают из курятников, гуляют кошки, которые трутся о ноги. Повсюду грунтовые дорожки, ржавые ворота, бочки с дождевой водой, еще висят никому ненужные почтовые ящики, жирные кролики, внезапно выпрыгивают под ноги, щебечут птицы, слышны мелодичные церковные песнопения, доносящиеся из двух храмов, что в целом составляет неповторимый калорит деревенской жизни - и все это в двух шагах от центра столицы" - из дневника одной туристки.




Данное поселение с названием "Г. Папандреу" было названо в честь премьер-министра Георгиоса Папандреу, который пообещал легализовать его для проживания. Но у него не было времени сделать это: к власти пришла хунта «черных полковников» (1967-1974). Во время диктатуры главный по хунте (Г. Пападопулос) отдал приказ очистить район от домов, от жителей, от всего всякого-разного, что там понастроили, чтобы возвести храм Спасителя «Во исполнение национального обета, данного греческими революционерами 1821 года, о строительстве святой церкви в знак благодарности за освобождение Греции».

"Так 24 апреля 1967 года приехала полиция с военными и сожгла около 80-90 домов. А в результате, так ничего и не было построено, а 450 миллионов драхм, что были собраны куда-то подевались" - рассказывает Томас Духаниарис (местный житель) в документальном фильме "Турковунья" греческого режиссероа Лефтериса Ксантопулоса.

Вплоть до 1976 года на холме Турковунья компания "ΚΕΚΡΟΨ" эксплуатировала карьер, и, таким образом, геоморфологии этого района во многих местах был нанесен непоправимый ущерб. Хотя карьер потом закрыли, но промышленный мусор оставался: заброшенные здания, бетонные конструкции и всевозможные «железки» разбросаны были по всему холму, который по этой причине получил новое название Дамарио (греч. Νταμάρια означает "карьер»). В 1976 году был разработан план реконструкции этого постиндустриального объекта, который предусматривал создание культурного центра, площадок для спорта и общественного парка. И это было сделано.


Мария Маринаку, президент Культурного фонда имени Георгия Папандреу (1888-1968 - выдающийся греческий политический деятель), подала заявку на присвоение этому району статуса традиционного поселения. И в 1993 году правительство впервые осуществило проекты по планировке улиц, и район обзавелся общественной сетью водоснабжения и освещения, в то время как муниципалитет Афин включил этот район в 7-й муниципальный округ.
Отвлекусь на минуточку. На склонах холма находятся 2 глубокие подземные пещеры Σωτηρος (можно посетить) и Κακαράπη (закрыта). Согласно легенде, в конце 19 века безжалостный грабитель Лукас Белулиас( Λουκάς Μπελούλιας), известный по кличке Какарапис, нашел убежище в одной из пещер и спрятал украденное поблизости, впоследствии пещеру назвали его именем. 

Дневник одной туристки

Хорошо известно, что из покон века дневниковые записи путешественников служили источником информации. Так, из записей одной современной туристки узнаем, что взволновало и удивило ее в этой типичной греческой деревушке. 

"Песнопения, доносящиеся из Святой церкви Агия Кириаки, создают мистическую атмосферу. Продолговатый стол во внутреннем дворике у храма предназначен для прихожан и тех, кто желает немного подышать прохладой и спокойствием вне церковного пространства. В другом месте находится деревянная беседка, с которой открывается вид (амфитеатром) на Афины. Взгляду ничто не мешает любоваться островами Саронического залива, а в нескольких метрах дальше проходит земляная тропинка, идеально подходящая для неспешной прогулки рядом с соснами и оливковыми деревьями".


"В этом духовном оазисе церкви Святой Кириаки и монастыря Святого пророка Илии, который непрерывно действует с 1957 года, служат четыре монахини и кадет. Вокруг монастыря белая стена, напоминающая классическую монастырскую архитектуру, в то время как в центре находится храм. Монахиня Марина, подвижница, со смирением читает церковные книги и жития святых. С 1991 года она живет и молится в этом месте святого уединения, сознательно решив посвятить свою жизнь монашеству. Вокруг внутреннего дворика расположены: небольшой отель для паломников, библиотека, оссуарий, столовая, вспомогательные помещения и кельи монашек. Огромный иконостас с серебряными кадильницами, приторно-сладкий аромат ладана и изображения святых создают благоговейную атмосферу в этой закрытой монашеской общине".


"Несомненно, вид из монастыря впечатляет, хотя преобладает бетон, в то время как абсолютная тишина нарушается лишь мяуканьями множества кошек, которые свободно разгуливают по территории монастыря. Накануне и в день праздника пророка Илии проводится очень приятный камерный фестиваль, и паломники, кто знает о нем, специально приезжают, чтобы его посетить. Кроме того, каждое воскресенье именно это место постоянно выбирают многие афиняне для экскурсий".

"Уходя, в нескольких метрах я встречаю Янниса Фразескоса, недалеко его пастбище. Он владеет большой территорией (соразмерно деревне, конечно), где пасутся коровы, овцы, козы, куры и кролики. Он снабжает местных молоком, яйцами, мясом. Кроме того, 30-летний Яннис также продает картофель, который он привозит со своего родного острова Наксос. 


"На мои вопросы "как живется ему тут" он отвечает: "Хотя я нахожусь в Афинах, я чувствую, что живу так, как жил бы в деревне за городом. Я просыпаюсь очень рано по утрам, кормлю животных, выполняю всю необходимую работу по уходу за скотом, убираю свой дом. Всему я научился у предков. Мне удается содержать в общей сложности около 30 животных, овец и коз здесь. Помимо повседневных задач, есть и сезонные, такие как стрижка овец весной, производство разных продуктов питания. Да, и приходится соблюдать формальности законодательства. 

Когда ты один, требуется физическая выносливость и навыки ручного труда. Кроме того, постоянно возникает множество разных мелких проблем, которые приходится преодолевать.Ну, а прибыль от этой профессии невелика. Но мне нравится сохранять традицию жизни в деревне, это именно то, что я делаю с удовольствием. Правда, у меня нет времени на личную жизнь, поскольку я постоянно нахожусь на этом пастбище как пойманный в "ловушку". Животные не знают праздников, предпраздничных/послепразднечных дней и нерабочих дней недели, они требуют ежедневного ухода и заботы. Что меня вдохновляет, так это то, что у меня сложились особые отношения с животными, поэтому я дал им имена".

Почему драма в фильме о Турковунья

Как я уже упоминала ранее в 1982 году греческим режиссером Левтерисом Ксантопулоса был снят документальный фильм о Турковунья с рассказами первых местных жителей, которые вели борьбу с властями сменявших друг друга правительств и владельцами карьера, за свое право жить на этом холме, который до тех пор в основном использовался для выпаса скота и юридически был "серой" зоной. Фильм основан на рассказах местных жителей о всех тех злоключениях, которые привели их туда. Этот фильм завершает трилогию короткометражных документальных фильмов о проблеме миграции.

"Я начал строить дом. Они снесли его. Они посадили меня на 15 суток в тюрьму. Я сидел в тюрьме, потом вышел и начал все сначала. Они снова снесли мой дом. Они сносили, а я по ночам подолжал строить" - рассказывает в фильме Вассилиос Чатзарас, который в 1947 году купил участок земли за 6.000 драхм. Бывший владелец написал ему квитанцию-расписку о получении денег за дом на пачке сигарет.
В фильме говорится, как "на самой вершине горного хребта Турковунья в Афинах в 1950-х годах начали появляться первые самостийные постройки, заселенные семьями бедняков, а также внешними и внутренними мигрантами, ищущими место, которое они могли бы назвать своим домом.
Этот документальный фильм, снятый с любовью и уважением к простому человеку, пережившему много чего в жизни, с детализацией изображения их лиц и окружающей местности, структурированный как невыносимая социальная драма для целого поколения, что была скрыта от наших глаз из-за неумолимого бега времени, скоро будет показан в новой восстановленной цифровой копии (DCP), созданной Министерством культуры Греции в рамках акции "Χώρα, σε βλέπω", с английскими субтитрами и с греческими субтитрами для глухих и слабослышащих зрителей (SDH).