Награды греческой античности

Некоторые монеты того времени по праву считают «медалями греческой античности», так как древние греки награждали своих героев монетами, воздавая должное тем, кто отдал все свои силы, несмотря ни на что, «в борьбе за свое отечество и положил свою жизнь, считая долгом чести остаться ему верными …» из речи греческого царя Перикла над могилой воинов.

Награды греческой античности

Афинская декадрахма «Марафонская»


Афинская декадрахма, известная как «Марафонская», была отчеканена в Афинах в 467 году до н.э. в память о Марафонской битве. Более поздние исследования дали основание предположить, что она была изготовлена в память победоносного сражения Кимона при Эвримедонте, где греческие воины разгромили персов на суше и на море. Также есть предположение, что она была отчеканена в память морской битвы при Саламине, которая состоялась в последнюю четверть луны. На это указывает полумесяц, изображенный позади совы. Но это – только предположения. Полумесяц может указывать просто на просто на то, что совы – ночные птицы. 

На лицевой стороне изображена Афина в аттическом шлеме, украшенном венком из оливковых листьев на голове, на оборотной стороне – сова (в фас) с расправленными крыльями держит оливковую ветвь. Там же надпись – ΑΘΕ (сокращение от ΑΘΕΝΑΙΟΝ, что означает «афинская»). Древняя легенда гласит, что именно так богиню увидели воины прямо над своими головами во время Марафонской битвы, а слева от поля битвы – веточку оливы. 

Вес декадрахмы – 42,62 гр.

Berolino, Staatliche Museen, Munzkabinett

Сиракузская декадрахма «Демаретон»


В 465 году до н. э. в Сиракузах впервые были отчеканены монеты-декадрахмы, весом 43,36 граммов, в память о победе этого города-государства над Карфагеном при Гимере. В их производстве принимал непосредственное участие резчик Кимон. 

На одной стороне этой монеты изображена победная колесница, на которую спускается с неба богиня победы – Ника, и возлагает венок, а внизу - убегающий лев (символизирует поверженный Карфаген). На другой стороне – профиль нимфы Арефусы или царицы Демареты с оливковым венком на голове в окружении резвящихся дельфинов, между ними - надпись ΣΥΡΑΚΟΣΙΟΝ. 

Эти серебряные декадрахмы известны под названием «Демаретон», и названы так в честь сиракузской царицы Демареты, которая содействовала заключению мирного договора. А когда получила корону из 100 золотых талантов от поверженных карфагенян, то отчеканила монету. Хотя современные исследователи относят данные серебряные монеты к более позднему периоду - 479 до н.э.. 

Berolino, Staatliche Museen - munzkabinett

Золотой статер Александра III Македонского


Золотой двойной статер Александра III Македонского был отчеканен примерно в 336-323 до н.э., вес 17,16 г. 

На лицевой стороне изображена богиня Афина в коринфском шлеме (предположительно, реплика с бронзовой статуи Афины-Промахос скульптора Фидия). Возможно, то было сделано Александром Македонским намеренно, чтобы напомнить, что богиня Афина помогла когда-то грекам победить в Троянской войне. 

На реверсе – богиня победы Ника держит венок и флагшток - символ морской победы. Слева изображены молнии (или оболы – мера веса) и монограмма, а слева - надпись ΑΛΕΞΑΝΔΡΟΥ. Два больших крыла богини Ники образуют фон, на котором грациозно выделяется ее силует. 

Рисунки на лицевой и оборотной стороне данного статера не имеют никакого отношения к деяниям Александра Македонского. Возможно, что он хотел напомнить еще раз о большой победе афинян в морском сражении при Саламине и поражении флота Ксеркса. 

Metropolitan Museum of Art 

Тетрадрахма Александра III Македонского


Серебряная тетрадрахма Александра Македонского, вес 17.18 г, была отчеканена примерно в 336-323 до н. э. (прижизненная). 

На лицевой стороне изображен Геракл в львиной шкуре (божество македонских царей или прославленный герой Гильгамеш для народов Востока). На оборотной стороне - Зевс (почитаемый в Греции, а также и на Востоке как бог Ваал или Баал), сидит на троне, держит в одной руке орла, а в другой – скипетр. Слева от него – символ македонского царства – македонский шлем, справа и слева – надпись ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΛΕΞΑΝΔΡΟΥ. 

Тетрадрахма (др.-греч. τετράδραχμον) — древнегреческая серебряная монета в 4 (четыре) драхмы. Находилась также в денежном обороте Древнего Рима и Иудеи, равнялась трём римским денариям. Вес от 15,5 грамм (родосская, или финикийско-родосская монетная система) до 17 грамм (аттическая монетная система). Тетрадрахмы начали чеканить в Афинах около 510 г. до н. э. 

Αθηνα, Νομισματικο Μουσειо

Тетрадрахма Лисимаха Фракийского


Серебряная тетрадрахма Лисимаха Фракийского – один из красивейших образцов медальерного искусства эллинистического мира, была отчеканена в память Александра Великого, примерно в 297 – 282 до н.э., ее вес - 16,96 г. 
На лицевой стороне данной тетрадрахмы изображен посмертный портрет Александра Великого в царственной диадеме и рогами быка, что означает «богу подобный» как Зевс или Аммон. 

С обратной стороны изображена фигура Афины Никифорос, сидящей на троне, которая держит в правой руке Нику с лавровым венком, под ней – монограмма и полумесяц. Возле трона вооружение Афины. Надпись слева - ΛΥΣΙΜΑΧΟΥ, справа – ΒΑΣΙΛΕΩΝ. 
Сам Александр придерживался мнения, что только изображения богов и божественные символы могут присутствовать на монетах. После его смерти это правило нарушили преданные Диадохи – полководцы, разместив на монетах его посмертный и свои прижизненные портреты. Первым это сделал Птолемей I в 305/304 до н.э. после принятия титула царя, а после него – Деметрий Полиоркет в 295 до н.э.. 

Athens, Nomismatiko Mousio

Золотой статер Деметрия I Полиоркета


Золотой статер отчеканен примерно в 300-295 до н.э. в честь большой победы Македонского царя - Деметрия Полиоркета, над Птолемеем I около города Саламин, Кипр. Некоторые считают, что и статуя Ники Самофракийской (находится сейчас в Лувре, Париж) была возведена в честь этой же победы. 

На лицевой стороне изображена богиня Ника на носу военного корабля, победно трубит в горн. 

На оборотной стороне – Афина Промахос держит в одной руке щит, украшенный головой Медузы-Горгоны, а другой рукой с силой бросает копье. По горизонтали и вертикали – надпись ΔΑΣΙΛΕΩΣ ΔΗΩΗΤΡΙΟΥ. Монограмма из двух перекрещенных топориков. 

Эта золотая монета была найдена в 1977 году во время археологических раскопок, проводимых  в Эпидавре, в святилище Артемилы. Она принадлежит впечатляющему золотому кладу из 92 золотых статеров (среди них: 4 - Филиппа II, 87 - Александра III и 1 – Деметрия Полиоркета). 

Nomismatiko Museio, Athens

Золотой статер Тита Фламиния


Отчеканен примерно в 197 до н.э. вес 8.50 г (поверх золотых статеров Филиппа V, которые чеканили греческие города примерно с 196 до н.э.) 

На лицевой стороне изображен прижизненный портрет Тита Фламиния - римского консула и полководца в почтенном возрасте. Портрет отличает искусно-сделанные локоны волос и бороды. На оборотной стороне – богиня Ника в полный рост, держит в одной руке венок, в другой – земной шар. Надпись – T.QVINCTI. 

Эта редкая монета отчеканена греческими мастерами в честь победы римского военачальника над македонским царем - Филиппом V, в битве при Киноскефалах, Фессалия, за контроль над Грецией. По условиям мирного договора Македония вывела войска из Греции и Малой Азии, сократила вооруженные силы и уплатила контрибуцию. С того момента Рим стал гарантом «свободы»: Македония получила от Рима даже самостоятельность. По всей Греции Тита Фламиния почитали не иначе как «освободитель Греции». В Дельфах можно увидеть сохранившееся до наших дней основание статуи римского полководца с соответствующей надписью. 

Аврелий Виктор в труде «О знаменитых людях» (LI) так писал о нем: «разбил в сражении царя Филиппа (165), занял его лагерь. Cына его, Деметрия, он принял заложником, потом, взяв с него денежный штраф, вернул ему царство. Он провозгласил в Немее (167) через глашатая свободу греков». 

Αθηνα, Νομισματικο Μουσειο

Золотой в 20 статеров царя Евкратида I Бактрийского


Золотой (в 20 статеров) царя Евкратида 1 Бактрийского, был отчеканен примерно в 170 – 145 до н.э.. вес 169.2 г. Это – самая большая золотая монета античности (ее диаметр – 58 мм). 

На лицевой стороне - портрет в профиль царя Евкратида 1 с царской диадемой (лента), в македонском шлеме, на котором закреплен рог и ухо быка. А также с впечатляющим навершием - плюмажем. На плечах наброшена тога и видна часть доспеха. 

На оборотной стороне – конные Диоскуры на ходу в полном вооружении держат копья и пальмовую ветвь. Надпись сверху– ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΜΕΓΑΛΟΥ ΕΥΚΡΑΤΙΔΟΥ. 

Евкратид 1 кроме таких выдающихся золотых монет-медалей чеканил и серебряные тетрадрахмы, подражая древнегреческим аналогам. А его прижизненный портрет считается одним из самых искусно-выполненных для всего средне-эллинистического периода медальерного производства. 

Cabinet des medailles, Paris

Бронзовый медальон Константина I Великого


Бронзовый медальон императора Константина I отчеканен в 326 н.э., вес 39.78 г, к празднованию 20-летия его правления. 

На лицевой стороне изображение Константина Великого в древнегреческой диадеме (лента на голове как у Александра Великого), его взгляд устремлен вверх, будто он молится (так делали первые христиане). Надпись гласит – CONSTANTINUS AUG[USTUS]. 

На обратной стороне изображен император Константин в образе Зевса, сидит на троне и протягивает своему старшему сыну - Криспу. земной шар и птицу Феникс. Молодой цесаревич представлен в образе бога Диониса, держит в руке - трофей, у его ног стоит, склонив голову, пантера, что символизирует побежденного врага - Лициния в Хризополисе, Вифиния (324 н.э.), а также - покоренный Восток. По окружности начертана надпись VGLORIA SALUSET VIRTVS C[RYS]P. 

Nomismatic Museum Athens 

Медальон Юстиниана I (копия со слепка)


Медальон (в 36 солидов=160.6 г золота, диаметр 86 мм) Византийского императора Юстиниана I был отчеканен в 534 г. в честь отвоевания у вандалов Карфагена – победы выдающегося полководца Велизария. За эту победу он удостоился Триумфа (последним в истории), звания – консул, кроме того в его честь были отчеканены памятные медали, которые также не сохранились. 

На лицевой стороне монеты изображен бюст Юстиниана I в доспехах императора, в древнегреческой диадеме (лента) и в шлеме, македонского типа с плюмажем. В руках он держит скипетр, на шее у него – гривна, над головой – нимб. Легенда отличалась традиционностью - D[ominus] N[oster] IVSTINIANVS P[er]P[etuus] AVC[ustus], что означает «Наш Господин Юстиниан постоянный (вечный) Август». 

На оборотной стороне - император верхом на богато-украшенном фалерами (украшениями) коне с сарисой (копьем) в руке. Перед его лицом – звездочка (символ божества Сола). Впереди идет крылатый ангел (вместо римской богини Виктории), который держит в руках финиковою ветвь и трофей. По окружности располагается надпись SALUSET GLORIA ROMANORUM, т.е. «Благо и слава римлян», внизу буквы – CONOВ, что означает «чистое золото Константинополя». 

British Museum, London 

Золотой медальон из Абукира


Один из золотых медальонов с изображением Олимпиады (матери Александра Великого) был приобретен на аукционе в 1962 году при поддержке премьер-министра Греции, и передан в Археологический музей города Салоники. Как и другие медальоны, он был отчеканен в первой половине III века н.э., вес 81.86 г , диаметр 58 мм. 

На лицевой стороне – идеализированное изображение молодой Олимпиады в профиль (Поликсены - принцессы из провинции Молоссия, Ипир, жены Филипа II и матери Александра Великого), на ней - хитон, на голове – гиматий, одной рукой она его придерживает. На голове - диадема (лента). 

На оборотной стороне – изображено морское чудовище с головой и передними конечностями быка, что мчится по волнам на 2-х рыбинах и моллюске. Обнаженная женщина едет на его спине, сидя на своем платке, который она придерживает правой рукой. Она положила венок на голову монстра – это нереида Фетида, мать Ахиллеса, гомеровской герой, которого идеализировал Александр Великий. 

Archeological Museum, Thesaloniki

Комментарии

Отправить комментарий