Награды греческой античности

Афинская декадрахма «Марафонская»


Афинская декадрахма, известная как «Марафонская», была отчеканена в Афинах в 467 году до н.э. в память о Марафонской битве. Более поздние исследования дали основание предположить, что она была изготовлена в память победоносного сражения Кимона при Эвримедонте, где греческие воины разгромили персов на суше и на море. Также есть предположение, что она была отчеканена в память морской битвы при Саламине, которая состоялась в последнюю четверть луны. На это указывает полумесяц, изображенный позади совы. Но это – только предположения. Полумесяц может указывать просто напросто на то, что совы – ночные птицы. 

На лицевой стороне изображена Афина в аттическом шлеме, украшенном венком из оливковых листьев на голове, на оборотной стороне – сова (в фас) с расправленными крыльями держит оливковую ветвь. Там же надпись – ΑΘΕ (сокращение от ΑΘΕΝΑΙΟΝ, что означает «афинская»). Древняя легенда гласит, что именно так богиню увидели воины прямо над своими головами во время Марафонской битвы, а слева от поля битвы – веточку оливы. 

Вес декадрахмы – 42,62 гр.

Berolino, Staatliche Museen, Munzkabinett

Сиракузская декадрахма «Демаретон»


В 465 году до н. э. в Сиракузах впервые были отчеканены монеты-декадрахмы, весом 43,36 граммов, в память о победе этого города-государства над Карфагеном при Гимере. В их производстве принимал непосредственное участие резчик Кимон. 

На одной стороне этой монеты изображена победная колесница, на которую спускается с неба богиня победы – Ника, и возлагает венок, а внизу - убегающий лев (символизирует поверженный Карфаген). На другой стороне – профиль нимфы Арефусы или царицы Демареты с оливковым венком на голове в окружении резвящихся дельфинов, между ними - надпись ΣΥΡΑΚΟΣΙΟΝ. 

Эти серебряные декадрахмы известны под названием «Демаретон», и названы так в честь сиракузской царицы Демареты, которая содействовала заключению мирного договора. А когда получила корону из 100 золотых талантов от поверженных карфагенян, то отчеканила монету. Хотя современные исследователи относят данные серебряные монеты к более позднему периоду - 479 до н.э.. 

Berolino, Staatliche Museen - munzkabinett

Золотой статер Александра III Македонского


Золотой двойной статер Александра III Македонского был отчеканен примерно в 336-323 до н.э., вес 17,16 г. 

На лицевой стороне изображена богиня Афина в коринфском шлеме (предположительно, реплика с бронзовой статуи Афины-Промахос скульптора Фидия). Возможно, то было сделано Александром Македонским намеренно, чтобы напомнить, что богиня Афина помогла когда-то грекам победить в Троянской войне. 

На реверсе – богиня победы Ника держит венок и флагшток - символ морской победы. Слева изображены молнии (или оболы – мера веса) и монограмма, а слева - надпись ΑΛΕΞΑΝΔΡΟΥ. Два больших крыла богини Ники образуют фон, на котором грациозно выделяется ее силует. 

Рисунки на лицевой и оборотной стороне данного статера не имеют никакого отношения к деяниям Александра Македонского. Возможно, что он хотел напомнить еще раз о большой победе афинян в морском сражении при Саламине и поражении флота Ксеркса. 

Metropolitan Museum of Art 

Тетрадрахма Александра III Македонского


Серебряная тетрадрахма Александра Македонского, вес 17.18 г, была отчеканена примерно в 336-323 до н. э. (прижизненная). 

На лицевой стороне изображен Геракл в львиной шкуре (божество македонских царей или прославленный герой Гильгамеш для народов Востока). На оборотной стороне - Зевс (почитаемый в Греции, а также и на Востоке как бог Ваал или Баал), сидит на троне, держит в одной руке орла, а в другой – скипетр. Слева от него – символ македонского царства – македонский шлем, справа и слева – надпись ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΛΕΞΑΝΔΡΟΥ. 

Тетрадрахма (др.-греч. τετράδραχμον) — древнегреческая серебряная монета в 4 (четыре) драхмы. Находилась также в денежном обороте Древнего Рима и Иудеи, равнялась трём римским денариям. Вес от 15,5 грамм (родосская, или финикийско-родосская монетная система) до 17 грамм (аттическая монетная система). Тетрадрахмы начали чеканить в Афинах около 510 г. до н. э. 

Αθηνα, Νομισματικο Μουσειо

Тетрадрахма Лисимаха Фракийского


Серебряная тетрадрахма Лисимаха Фракийского – один из красивейших образцов медальерного искусства эллинистического мира, была отчеканена в память Александра Великого, примерно в 297 – 282 до н.э., ее вес - 16,96 г. 
На лицевой стороне данной тетрадрахмы изображен посмертный портрет Александра Великого в царственной диадеме и рогами быка, что означает «богу подобный» как Зевс или Аммон. 

С обратной стороны изображена фигура Афины Никифорос, сидящей на троне, которая держит в правой руке Нику с лавровым венком, под ней – монограмма и полумесяц. Возле трона вооружение Афины. Надпись слева - ΛΥΣΙΜΑΧΟΥ, справа – ΒΑΣΙΛΕΩΝ. 
Сам Александр придерживался мнения, что только изображения богов и божественные символы могут присутствовать на монетах. После его смерти это правило нарушили преданные Диадохи – полководцы, разместив на монетах его посмертный и свои прижизненные портреты. Первым это сделал Птолемей I в 305/304 до н.э. после принятия титула царя, а после него – Деметрий Полиоркет в 295 до н.э.. 

Athens, Nomismatiko Mousio

Золотой статер Деметрия I Полиоркета


Золотой статер отчеканен примерно в 300-295 до н.э. в честь большой победы Македонского царя - Деметрия Полиоркета, над Птолемеем I около города Саламин, Кипр. Некоторые считают, что и статуя Ники Самофракийской (находится сейчас в Лувре, Париж) была возведена в честь этой же победы. 

На лицевой стороне изображена богиня Ника на носу военного корабля, победно трубит в горн. 

На оборотной стороне – Афина Промахос держит в одной руке щит, украшенный головой Медузы-Горгоны, а другой рукой с силой бросает копье. По горизонтали и вертикали – надпись ΔΑΣΙΛΕΩΣ ΔΗΩΗΤΡΙΟΥ. Монограмма из двух перекрещенных топориков. 

Эта золотая монета была найдена в 1977 году во время археологических раскопок, проводимых  в Эпидавре, в святилище Артемилы. Она принадлежит впечатляющему золотому кладу из 92 золотых статеров (среди них: 4 - Филиппа II, 87 - Александра III и 1 – Деметрия Полиоркета). 

Nomismatiko Museio, Athens

Золотой статер Тита Фламиния


Отчеканен примерно в 197 до н.э. вес 8.50 г (поверх золотых статеров Филиппа V, которые чеканили греческие города примерно с 196 до н.э.) 

На лицевой стороне изображен прижизненный портрет Тита Фламиния - римского консула и полководца в почтенном возрасте. Портрет отличает искусно-сделанные локоны волос и бороды. На оборотной стороне – богиня Ника в полный рост, держит в одной руке венок, в другой – земной шар. Надпись – T.QVINCTI. 

Эта редкая монета отчеканена греческими мастерами в честь победы римского военачальника над македонским царем - Филиппом V, в битве при Киноскефалах, Фессалия, за контроль над Грецией. По условиям мирного договора Македония вывела войска из Греции и Малой Азии, сократила вооруженные силы и уплатила контрибуцию. С того момента Рим стал гарантом «свободы»: Македония получила от Рима даже самостоятельность. По всей Греции Тита Фламиния почитали не иначе как «освободитель Греции». В Дельфах можно увидеть сохранившееся до наших дней основание статуи римского полководца с соответствующей надписью. 

Аврелий Виктор в труде «О знаменитых людях» (LI) так писал о нем: «разбил в сражении царя Филиппа (165), занял его лагерь. Cына его, Деметрия, он принял заложником, потом, взяв с него денежный штраф, вернул ему царство. Он провозгласил в Немее (167) через глашатая свободу греков». 

Αθηνα, Νομισματικο Μουσειο

Золотой в 20 статеров царя Евкратида I Бактрийского


Золотой (в 20 статеров) царя Евкратида 1 Бактрийского, был отчеканен примерно в 170 – 145 до н.э.. вес 169.2 г. Это – самая большая золотая монета античности (ее диаметр – 58 мм). 

На лицевой стороне - портрет в профиль царя Евкратида 1 с царской диадемой (лента), в македонском шлеме, на котором закреплен рог и ухо быка. А также с впечатляющим навершием - плюмажем. На плечах наброшена тога и видна часть доспеха. 

На оборотной стороне – конные Диоскуры на ходу в полном вооружении держат копья и пальмовую ветвь. Надпись сверху– ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΜΕΓΑΛΟΥ ΕΥΚΡΑΤΙΔΟΥ. 

Евкратид 1 кроме таких выдающихся золотых монет-медалей чеканил и серебряные тетрадрахмы, подражая древнегреческим аналогам. А его прижизненный портрет считается одним из самых искусно-выполненных для всего средне-эллинистического периода медальерного производства. 

Cabinet des medailles, Paris

Бронзовый медальон Константина I Великого


Бронзовый медальон императора Константина I отчеканен в 326 н.э., вес 39.78 г, к празднованию 20-летия его правления. 

На лицевой стороне изображение Константина Великого в древнегреческой диадеме (лента на голове как у Александра Великого), его взгляд устремлен вверх, будто он молится (так делали первые христиане). Надпись гласит – CONSTANTINUS AUG[USTUS]. 

На обратной стороне изображен император Константин в образе Зевса, сидит на троне и протягивает своему старшему сыну - Криспу. земной шар и птицу Феникс. Молодой цесаревич представлен в образе бога Диониса, держит в руке - трофей, у его ног стоит, склонив голову, пантера, что символизирует побежденного врага - Лициния в Хризополисе, Вифиния (324 н.э.), а также - покоренный Восток. По окружности начертана надпись VGLORIA SALUSET VIRTVS C[RYS]P. 

Nomismatic Museum Athens 

Медальон Юстиниана I (копия со слепка)


Медальон (в 36 солидов=160.6 г золота, диаметр 86 мм) Византийского императора Юстиниана I был отчеканен в 534 г. в честь отвоевания у вандалов Карфагена – победы выдающиегося полководца Велизария. За эту победу он удостоился Триумфа (последним в истории), звания – консул, кроме того в его честь были отчеканены памятные медали, которые также не сохранились. 

На лицевой стороне монеты изображен бюст Юстиниана I в доспехах императора, в древнегреческой диадеме (лента) и в шлеме, македонского типа с плюмажем. В руках он держит скипетр, на шее у него – гривна, над головой – нимб. Легенда отличалась традиционностью - D[ominus] N[oster] IVSTINIANVS P[er]P[etuus] AVC[ustus], что означает «Наш Господин Юстиниан постоянный (вечный) Август». 

На оборотной стороне - император верхом на богато-украшенном фалерами коне с сарисой в руке. Перед его лицом – звездочка (символ божества Сола). Впереди идет крылатый ангел (вместо римской богини Виктории), который держит в руках финиковою ветвь и трофей. По-окружности располагается надпись SALUSET GLORIA ROMANORUM, т.е. «Благо и слава римлян», внизу буквы – CONOВ, что означает «чистое золото Константинополя». 

British Museum, London 

Золотой медальон из Абукира


Один из золотых медальонов с изображением Олимпиады (матери Александра Великого) был приобретен на аукционе в 1962 году при поддержке премьер-министра Греции, и передан в Археологический музей города Салоники. Как и другие медальоны, он был отчеканен в первой половине III века н.э., вес 81.86 г , диаметр 58 мм. 

На лицевой стороне – идеализированное изображение молодой Олимпиады в профиль (Поликсены - принцессы из провинции Молоссия, Ипир, жены Филипа II и матери Александра Великого), на ней - хитон, на голове – гиматий, одной рукой она его придерживает. На голове - диадема (лента). 

На оборотной стороне – изображено морское чудовище с головой и передними конечностями быка, что мчится по волнам на 2-х рыбинах и моллюске. Обнаженная женщина едет на его спине, сидя на своем платке, который она придерживает правой рукой. Она положила венок на голову монстра – это нераида Фетида, мать Ахиллеса, гомеровской герой, которого идеализировал Александр Великий. 

Archeological Museum, Thesaloniki