В Афинах суета-сует: предпринятая всеобщая Реновация наступает на святая-святых - Национальный Археологический музей. Уже прошел конкурс дизайн-проектов, уже принято и одобрено наилучшее, по мнению Министерства культуры Греции, предложение, уже кое-что начали делать вокруг здания музея рьяные исполнители. И уже нет смысла судачить "как это будет", обсуждать и спорить. Как говорится, "поживем увидим".
План реконструкции археологического музея Греции
История возведения музея
Первый археологический музей Греции был основан в 1829 году на острове Эгина. После того, как в 1833 году столицу Греции перенесли в Афины, было принято решение построить в городе новое здание для археологического музея. Дизайн-проект выполнили Людвиг Ланге (1808-1868) и Эрнст Циллер (1837-1923). Строительство началось в 1866 году.

Здесь отвлеку ваше внимание буквально на секундочку, и скажу, что тот дизайн-проект здания музея в неоклассическом стиле имел непростую историю. Сначала, о нем умышленно или неумышленно забыли. По прошествии времени, вновь «обнаружили» и признали лучшим, по сравнению с объявившимися новыми. Однако, на ту пору главный архитектор Афин Теофил фон Хансен (1813-1891), приверженец классицизма, напрочь отказался претворить его в жизнь, ссылаясь якобы на его недостатки (или отсутствие достаточных средств). И только греческий архитектор - Панагис Калкос (1810-1878) взялся за строительство и сумел достроить здание за счёт упрощения проекта.
Размещение экспонатов началось задолго до окончания работ - в 1874 году, тогда было завершено только западное крыло здания. Строительство, которое окончилось в 1889 году, велось на участке, подаренном Элени Тосица (вдова Михаила Тосицаса (1787-1856) - греческий меценат), а финансировали его правительство страны и археологическое общество Греции. Крупную сумму для музея пожертвовал российский предприниматель греческого происхождения Дмитрий Егорович Бенардаки (1799-1870) и его сын Николай (1838-1909).
В 1932-1939 годах к зданию было пристроено восточное крыло, высотой в два этажа. После начала Второй мировой войны все экспонаты были помещены в хранилища музея, сейфы банка Греции, а также в природные пещеры и подземелья под Афинами. После окончания войны внутреннее пространство музея было перепланировано. В 1999 году по причине землетрясения здание было серьёзно повреждено, после чего музей закрыли на реконструкцию. Открытие состоялось в преддверии Олимпиады в июне 2004 года.
Современный дизайн-проект
Согласно грандиозному Плану по Реновации Афин было принято решение, что пришло время модернизировать Национальный археологический, то есть "вписать" в городскую среду в соответствии с современными стандартами качества и экологичности. На Международном Конкурсе из 10 представленных дизайн-проектов по реновации здания музея члены Международного Оценочного Комитетa единогласно выбрали предложение, разработанное архитектурным бюро Дэвида Чипперфилда* совместно с архитектурной студией Александроса Томбазиса** и партнерами (Wirtz International, Wh-p Ingenieure ag., Werner Sobek), о чем было объявлено на специальном мероприятии (15 февраля 2023 года) от Министерства культуры в присутствии премьер-министра Греции - Кириакоса Мицотакиса.
The New York Times писала: "В отличие от других известных архитекторов, которые поражают смелыми формами и захватывающими дух конструктивными решениями, мистер Чипперфилд наиболее известен зданиями с легкой эстетической чистотой".
Как ни странно это покажется, но вдохновением для этих выдающихся архитекторов Д. Чипперфилда и А. Томбозиса послужил первоначальный проект Людвига Ланге и Эрнста Циллера. По новому дизайн-проекту существующее здание музея в неоклассическом стиле будет оставлено нетронутым, но расширено, путем пристройки - подземных 2-х уровневых галерей с садом на крыше - сбоку здания на уровне цоколя до самой оживленной центральной улицы. Таким образом, добавятся еще два выставочных пространства для размещения многочисленных экспонатов музея и не только.
Согласно проекту, одномоментно создается и дополнительное пространство в 20 000 кв.м., и парк с пышной растительностью. Данная реновация никак не будет конкурировать с существующей архитектурой, а создаст гармоничный симбиоз, который будет балансировать между старым и новым.


Основные общественные функции музея будут размещены в галереях, главный вход будет перенесен до улицы, чтобы улучшить связь музея с городом. Музейный сад станет тихим общественным пространством, "возвышенным" по сравнению с шумной городской жизнью.

Перед фасадом здания музея - там, где будут находиться подземные галереи - уже начали сажать маломерные деревья и кустарники. На остальной поверхности сада будут проложены дорожки, посыпанные гравием, участки с травой, соснами и формованной кустарниковой растительностью в стиле парков 19 века. Надо отметить, что уже высадили примерно 6.000 разных растений: деревьев и кустарников, разбили цветники, наметили будущие дорожки.
Все это хорошо, но как гласит русская поговорка, "ложка дегтя портит бочку меда". Что я имею ввиду?! У этого замечательного дизайн-проекта есть оппоненты. Вот, какие аргументы они приводят в контру:
😠 "У меня такое ощущение, что из-за этого исчезает вид на старое неоклассическое здание с улицы, вы можете видеть его только под углом, например, от пересечения улиц Марни и Патисия. Или если вы уже находитесь за внутренней оградой музея, или если вы поднялись по висячему саду, который будет создан".😕 "Дизайн не "соответствует существующей топографии: внушительное здание в неоклассическом стиле перед обширной зеленой площадью". Потому что одно дело, когда обширная зеленая площадь находится на уровне улицы, откуда открывается беспрепятственный вид на монументальное здание, и совсем другое, когда оно находится высоко".😢 "Оригинальное неоклассическое здание Людвига Ланге и Эрнста Циллера, построенное в 1874 году, уже изолировано от улицы и городской среды и смотрится как экспонат, который вы видите, подходя к музею".😬"Известно, что часто подвесные парки или сложные сооружения в Греции являются проблематичными ... из-за климатических условий, из-за проблемной технологии и из-за плохого технического обслуживания. Надеюсь, Чипперфилд сможет предложить соответствующие решения".
---------------------------------------------------------------
* Сэр Дээвид ААлан Чиипперфилд (род. 18 декабря 1953 года) - британский архитектор, основатель архитектурного бюро David Chipperfield Architects. Командор ордена Британской империи (CBE), кавалер Почёта. Лауреат Притцкеровской премии.
** Alexandros Tombazis (род. 10 апреля 1939 года) - греческий архитектор. Из более чем 800 проектов - около 300 было реализовано, завоевал по крайней мере 110 призов, завоеванных на конкурсах, он является одним из самых выдающихся архитекторов Греции.
Комментарии
Отправить комментарий