Новое пространство вокруг старого музея

Вы не поверите, но молодые и в возрасте архитекторы Греции в один голос утверждают, что "страшнее Афин города нет". И мой герой - Андреас Куркулас, принадлежит к поколению тех греческих архитекторов, которые раньше говорили "только землетрясение избавит нас от цемента, Афины отвратительны без зелени". Теперь они делают все, чтобы исправить сложившееся положение. Потому что, как бы сильно ни ненавидели Афины архитекторы, в глубине души они любят их.

Конкурс на реконструкцию музейного пространства

Национальный археологический музей в Афинах

В этой статье хочу рассказать вам о греческом архитекторе Андреасе Куркуласе, который, являясь председателем Международного оценочного комитета, одобрил проект Дэвида Чипперфилда - несомненно маститого, но иностранного архитектора, по реконструкции Национального археологического музея в Афинах. Также Андреасу Куркуласу пришлось отвнтить на некоторые сложные или острые вопросы от своих соплеменников.

Андреас Куркулас

"Итак. В 1987 году он основал офис вместе со своей партнершей по бизнесу и попутчицей по приключениям в жизни, также архитектором Марией Коккину. С тех пор они подписали и реализовали контракты на разные проекты, включая верхнее здание музея Бенаки на улице Пиреос, офисные здания и резиденции, и старались передать хоть частичку магии греческой архитектуры и волнующие воображение местных жителей".
"Архитектор, который, отталкиваясь от плана на бумаге с успехом создает функциональное пространство в реальных условиях" - так отзываются о нем другие архитекторы.
Так вот, Мистер Куркулас оказался в центре внимания общественности, можно сказать, в эпицентре урагана, поскольку его, как председателя Международного оценочного комитета, попросили объяψниться с принятием проекта архитектурного бюро Дэвида Чипперфилда по расширению Национального археологического музея Греции. На самом деле, этот проект имеет большое значение как для города Афины, так и для страны в целом. Никто не сомневается в правильности и компетенции выбранного проекта от иностранного архитектора, напротив, Дэвида Чипперфильда почитают компетентной, и известной во всем мире личностью. Однако, закрытый формат конкурса вызвал много вопросов: почему формат именно таков, почему не допустили греческих архитекторов, почему реконструкция музея будет осуществлена именно так и не иначе. Андреас Куркулас ответил на эти вопросы, и порассуждал на темы злободневные (для греческих архитекторов) и любопытные для нас (туристов).

Почему именно этот проект

"Мы выбрали закрытый формат конкурса потому, как опыт показывает, что на открытых конкурсах, да и вообще для такого важного проекта, предложений было бы сотни. Это затруднило бы и затянуло принятие решения. Учтите, ни один из десяти крупных офисов мира не отклонил нашего приглашения, и это показывает, насколько важным они считают этот проект.

Да, конкурс исключил греческие архитектурные фирмы по установленным критериям: они должны были иметь опыт строительства музейного пространства на тот момент или премию Притцкера* или Людвига Мис ван дер Роэ**. В данный момент у нас нет греческих офисов, бюро или фирм с международными отличиями.
Национальная идентичность не может быть критерием участия или не участия, должен быть баланс. Когда крупные и знаковые проекты реализуются в сотрудничестве с греческими и зарубежными офисами, это может быть только на пользу греческой архитектуре. Подписание контрактов с великими архитекторами мира поднимает планку и делает всех нас более креативными.
"Предложение Чипперфилда гениально, оно просто и фунционально. Он заметил подъем, что идет от улицы Патиссион до входа в музей (почти в один этаж), и предложил построить 2 здания с единым входом на улице Патиссион. А связь со старым зданием будет осуществляться за счет перемещения на один этаж (вниз или вверх). Кроме того, в предложении Чипперфилда есть два других выигрышных элемента:

- во-первых, он предусмотрел внутренний подземный атриум с театральной лестницей, которая создает своеобразное "амфитеатрическое пространство", соединяющее новое здание со старым.

- во-вторых, будет использован утрамбованный земляной материал вместо бетонной арматуры, которая имеет тысячу хороших свойств, но плохо воздействует на окружающую среду, загрязнение которой в настоящее время пытаются уменьшить".

Греческие архитекторы спрашивают

"Мы удивляемся, почему иностранцы, а не мы, почему нет грека с международным отличием того уровня, о котором мы говорили выше.

Основной механизм, который приводит к отличию это - конкурсы и еще раз конкурсы, таким образом, возможности предоставляются людям, которые еще не имеют необходимого профессионального статуса, молодым и очень талантливым" - говорит он.

"Я не уставал повторять своим студентам: “Участвуйте в соревнованиях и рассматривайте это как упражнение, не расстраивайтесь, если не выиграете”. 

У меня был студент - очень талантливый парень, он вместе с командой последовал моему совету, принял участие в конкурсе на реконструкцию порта Рафина. Конкурс был проигран, и этот образованный, с мечтами архитектор сменил работу, оставил архитектуру, ведь он должен был чем-то зарабатывать себе на жизнь".Потому что даже в Политехническом институте нет механизма стипендий для поддержки студента, если он талантлив.

Здесь я скажу вам, что греческие архитекторы, которые уезжают за рубеж, хорошие, в какой бы университет они ни поступили там, даже в самый требовательный и конкурентоспособный, одерживают победу - как в академических кругах, так и в служебных офисах". 

Музейное пространство

Г-н Куркулас считает, что создание нового музейного пространства изменит ситуацию в большей степени в данном районе города. Если этот район станет местом притяжения, это будет большой успех, а если превратится в "стеки", то это - полный провал. Хотя этот музей (и другие тоже) в первую очередь ориентирован на иностранных посетителей, пространство вокруг него по замыслу разработчика стремится функционировать как полюс-притяжения для местных жителей и более широких слоев общества".
Музейное пространство  это тоже пища для ума. 
Куркулас считает, что "архитектура - это социальное искусство, и если ее не культивировать, если не наводить необходимые мосты с обществом, ее модель не будет улучшена.

Несомненно, археолог будущего сойдет с ума от этого города, так же как иностранцы сходят с ума сегодня. Потому что, если бы вы сказали мне в 1970 году, что в этом городе, куда туристы приезжали на полдня и уезжали на острова, будут проблемы с Airbnb, я бы посмеялся над вами".

На вопрос: "Есть ли сегодня необходимость обсуждать национальную идентичность в архитектуре или напряжение этой дискуссии ослабло в обществе, которое более интенсивно, чем когда-либо, взаимодействует с мировой культурой, и проблема эллинизма утихла"? 

Он ответил: "Что были греческие лидеры, которые прекрасно понимали роль архитектуры. Возьмем, например, К. Караманлиса*, который, чтобы выполнить общественные работы в стране назначает именно греческих архитекторов: Д. Пикиониса**, А. Константинидиса***, Т. Зенетоса**** и других. А пляжи EOT (греческая организация туризма), как они были задуманы изначально и обустроены в результате, это идеал, которого не существует во всем мире до сих пор.

Он взял лучших архитекторов-модернистов, которые были "повернуты на грецизме" - элементах, составляющих идентичность страны. Они показали, что Греция хоть и входит в Европу, но укоренена в традиции. Я не знаю, кто ему посоветовал, но лучшие греческие архитекторы работали не по конкурсам, а по заданиям. Существовало когда-то одно общество, отчасти меритократичное, а теперь другое, которое могло бы отреагировать, но не может".
Меритократия (букв. "власть достойных", от лат. meritus - достойный и древнегреч. κράτος - власть, правление) - принцип управления, согласно которому руководящие посты должны занимать наиболее способные люди, независимо от их социального происхождения и финансового достатка.
-----------------------------------------------------------------------------
* Притцкеровская премия - это самая престижная архитектурная премия в мире, ее часто называют «нобелевкой» от архитектуры.

** Константинос Караманлис (1907-1998) греческий государственный и политический деятель. Один из крупнейших греческих политиков второй половины XX века, занимал должности премьер-министра Греции (1955-1963 с перерывами, а также 1974-1980) и президента Греции (1980-85 и 1990-95).

*** Димитрис Пикионис (1887-1968) - греческий архитектор. В период 1951-1957 годов Димитрис Пикионис разработал план пешеходных зон в районе археологического участка Афинского акрополя.

**** Арис Константинидис (1913-1993) - греческий архитектор-модернист. Возглавлял техническую службу Греческой национальной туристической организации с 1957 по 1967 год, где он занимался планированием и руководил строительством массовой серии домов для рабочих, а также занимался общенациональной программой строительства гостиниц «Ксения».
.
***** Такис Зенетос (1926-1977, Афины) - греческий архитектор. Работал в стиле модерн. Разработал проект сооружения театра под открытым небом Театр Ликавит. 

Комментарии