30 лет исполнилось музею-мастерской-школе ювелирного искусства Лалауниса, что под Акрополем. Потому в эти дни (апрель 2024 года) проходят различные культурные мероприятия, как дань уважения одному из самых выдающихся греческих дизайнеров-ювелиров 20-го века - Илиасу Лалаунису (1920-2013), который не только возродил древнегреческое ювелирное искусство из небытия, но и создал линейку, как сейчас говорят, новых современных форм ювелирных изделий.
Однако есть в Греции дизайнеры ничуть не хуже знаменитого Лалауниса, просто они не столь раскручены медийно. В этой статье я расскажу вам об одном таком, о котором не слышали даже сами греки. Это - Лиза Сотили, почетный зарубежный член Российской академии художеств, между прочим.
Лиза Сотили - художница-скульптор-ювелир
Итак, по версии греческого онлайн издания Лиза Сотили "прожила десять невероятных жизней в одной" (греч. поговорка έχει ζήσει δέκα απίθανες ζωές
σε μία), художница-скульптор-ювелир, чей талант раскрылся в раннем детстве. Повзрослев, она стала музой Александра Иоласа*, правой рукой и единственной ассистенткой итальянского художника Джорджа де Кирико. В 70-х годах ювелирный дом Cartier предложил ей эксклюзивный контракт на разработку дизайна корпуса для часов. Она десятилетиями "писала свою собственную историю" (греч. поговорка γράφει τη δική της ιστορία): ее работы выставлены в ведущих художественных галереях по всему миру, а украшения носили и носят дамы самого высокого положения и знаменитые люди.
Кстати, она неоднократно бывала в республике Беларусь. А в 2022 году в рамках Нуреевских сезонов она посещала Москву, провела несколько творческих встреч, была на презентации фильма о Рудольфе Нурееве в Третьяковской галерее и планировала подарить музею Большого театра несколько вещей танцовщика. В этот же период она была удостоена звания почетного зарубежного члена Российской академии художеств.
Сейчас
Тогда
Биография
Лиза родилась 18 мая 1933 года в Афинах в известной и всеми уважаемой семье: ее дед, генерал Наполеон Сотилис (1860-1953), был командиром 7-й дивизии, которая освободила город Серрес в июне 1913 года и не только. Собственно, он ее и воспитывал: хороший и мудрый человек позволял ей расти свободной и развивать свою индивидуальность без всяких ограничений. Так, классическое образование она получила в Греции, а потом любовь к искусству побудила ее поступить на факультет Ваяние-зодчество-дизайн в Академию изящных искусств Брера в Милане. В этом городе сейчас она живет и работает, а временами навещает свое родовое гнездо под Афинами (недалеко от центра Ниархоса). Именно там получилось вездесущим журналистам взять интервью у этой "златовласой гречанки", как ее называют вне Греции.
"В своих домах я обустраиваю уютное гнездышко из моих работ, куда потом захожу и легко обживаюсь среди них. Я отдаю пространству все то, чем я наполнена сама. В моих работах есть душа, поэтому пространство словно оживает. Представьте, даже в самолете, во время полета, я что-то делаю: вяжу, рисую, планирую, поэтому мне никогда не бывает скучно. Пока тебе есть чем заняться, ты остаешься молодым".
Интервью у нее дома
На самом деле, она редко дает интервью, потому что, по ее мнению, они отнимают драгоценное творческое время. Но теперь она согласилась поделиться дорогими ее сердцу воспоминаниями, и впервые открыть двери своего дома. А дом ее полон произведений искусства, потому как она неустанно что-то выдумывает и проектирует, рисует и производит предметы мебели, ювелирные украшения, картины, керамику, статуэтки больших и малых форм, готовясь к своей очередной выставке.
Перед журналистами она открыла не только двери своего дома, но и показала святая святых - бесценные архивные фотографии, на которых были запечатлены дорогие ее сердцу люди. А это - Рудольф Нуриев, Александр Иолас, Джорждио де Кирико и другие. Интервью получилось продолжительным, но не скучным, а очень интересным, информативным, захватывающим дух от пикантных подробностей.
По ее словам, "как себя помнит, она всегда рисовала. Ее первая персональная выставка состоялась в Италии (1960), когда она была совсем юной девушкой, и отзывы были теплыми. Эта выставка была отмечена многочисленными наградами и ее пригласили потом в Берлинский музей (1964). Все считали ее вундеркиндом. Там же в Берлине состоялось судьбоносное в ее жизни знакомство с Александром Иоласом.
1. Рудольф Нуриев - статья из итальянской газеты. 2. С Александром Иоласом.
3. С президентом США Джеральдом Фордом. 4. С Джорджо де Кирико
Александр Иолас
"Я была единственной, с кем Иолас заключил эксклюзивный контракт. Я познакомилась с ним в Берлине, куда приехала с выставкой. Он был похож на чудо какое-то: вороного крыла волнистые волосы, шелковый ядовито-зеленый костюм, абрикосовая рубашка и в тон галстук. Он сразу же предложил мне контракт. И вот, не прошло и 24 часов, как я оказалась в его богемном художественном салоне, среди таких знаменитостей 20-го века, как РенеМагритт, Пикассо, Де Кирико. Я была слишком молодой тогда и в безумной эфории вела себя вызывающе, как я сейчас осознаю это. К счастью или нет, я сохранила все тот же характер, с той поры как была ребенком. Я спонтанна, энергична, своенравна и у меня есть инстинкт или шестое чувство, можно сказать, которому я доверяю и всегда подчиняюсь.
Иолас мог бы стать выдающимся танцовщиком, ведь он танцевал с Баланчиным на мировых балетных сценах, работал в труппе Киры Нижинской, открыл свою первую галерею Hugo Gallery в Нью Йорке. Александр Иолас считается покровителем художников-сюрреалистов и поп-арта, именно он "открыл" Энди Уорхола, самую первую выставку которого он организовал в 1953 году.
Александр Иолас обладал многими талантами, и самым главным — безупречным вкусом и незаурядными коммерческими способностями. И он заключил со мной эксклюзивный контракт. К тому времени он уже был богат и влиятелен, когда я встретила его. Благодаря своей проницательности он собрал самых выдающихся художников двадцатого века. И когда я была по-сути еще ребенком, он познакомил меня со всеми этими ”мировыми гигантами".Они сразу же прониклись ко мне симпатией и включили в свой круг общения. Так я ”вылепливалась" рядом с этими великими людьми. Позже в музеях по всему миру меня называли не иначе, как “Златовласая гречанка”. Меня выделяли среди прочих не из-за моих красивых волос или широкой открытой улыбки, а из-за моего характера. Они видели мою смелость и то, что я ничего не боюсь. Я никогда ничего не боялась, надо признаться.
Иолас был как бы ангелом-хранителем и покровителем всех молодых художников. У меня до сих пор хранится письмо Жана Тэнгли, в котором говорится, что "если бы у нас не было Иоласа, у нас не было бы еды, мы бы остались голодными". Даже Уорхол жил бедно и "карпел над дизайном обувки" до того, как Иолас нашел его.
К сожалению, конец его жизни драматичен: он умер в 1987 году от СПИДа и его имя практически было предано забвению или звучало лишь в связи со скандальными деталями его жизни. Коллекция Иоласа была частично вывезена, частично разграблена, а золотой дворец-музей в афинском районе Агиа Параскеви опустошен. Это катастрофическое недоразумение, которое лишило Грецию единственного шанса приобрести самую большую коллекцию современного искусства в мире. И все это было бы здесь, на нашей земле".
Энди Уорхол
"Хорошо помню, у Энди был включен магнитофон двадцать четыре часа в
сутки. Он постоянно искал любые источники шума, всегда хотел слышать речи, разговоры, шум
машин, трамваев, вой городских сирен. Этот шум вдохновлял его. В то время Иолас планировал
реализовать большой проект в Японии. И Энди делал мои портреты - фотографировал меня в моих же украшениях. Он собирался распечатать эти мои большие портреты на своей "Фабрике", но, к
сожалению, скоропостижно скончался. Может быть, я продолжу этот проект
самостоятельно. Это входит в мои планы на будущее".
Сальвадор Дали
"Свою первую поездку в Америку я совершила в 70-х годах. И моим первым клиентом, так случилось, стал Дали! Я готовилась к открытию выставки в галерее Иоласа. как вдруг входит Дали: он - в ярости, бормочет себе что-то невнятное под нос, пыхтит и сопит ... Иолас обнял его за плечи и повел в кабинет. В тот момент он не представил меня. Я в оцепенении последовала за ними. Дали осмотрел мои работы. Потом выпрямился во весь рост, вытянул шею, начал подкручивать усы, достал из кармана монокль, поднес его к глазу, рассмотрел внимательно еще раз все предметы и произнес: “Чрезвычайно интеррррресно”, с большим количеством "р", чтобы произвести впечатление своей речью. Тут Иолас и представил меня. Дали сразу же купил две мои самые большие работы для своей жены Галы. Мы достали два золотых украшения из витрины, где они были заперты, и он взял их в руки так, без всякой упаковки. Потом пригласил меня пообедать с ним в отеле St. Regis hotel, что был буквально через дорогу.
Мы поднялись в большой номер с темными полу-закрытыми шторами. В полутени в глубоком кресле я увидела некое мелкое существо, сидящее распластавшись в кресле. То была Гала, лицо ее было покрыто, представь себе, сырым мясом! Она оттoпырила в стороны одну руку потом другую, и на них надели драгоценности. Все, что я могла разглядеть, так это ее глаза, сияющие от восторга между двумя стейками. Она слегка моргнула ресницами, тем сказав мне ”Спасибо", и мы ушли. Зрелище было еще то, чистой воды сюрреализм!
Да, Дали хотел, чтобы мы работали вместе, но это было только началом моей карьеры. Я не хотела, чтобы все думали, что он подцепил себе молоденькую девочку, и ассоциировали меня с ним по неправильным причинам. Да, то было неподходящее время. Хотя, было бы здорово, если бы мы поработали вместе в творческом плане".
Джорджо де Кирико
"Моим вторым клиентом стал де Кирико, когда мы поехали с выставкой в Рим он купил три ювелирных изделия для своей жены (Иза), которая держала его под неустанным контролем. К моей радости, этот гениальный "мегалодон" прожил долгую жизнь и я могла тесно общаться с ним. Многие говорят, что знали его лично, но я то всегда была рядом с ним, как на литейном заводе Бонвичини в Вероне, так и в его доме, и видела, как рождаются его шедевры (картины, скульптуры, литографии). Думаю, именно поэтому его жена доверила мне заботиться или распоряжаться его работами: я являюсь председателем Фонда Джорджа де Кирико в Вашингтоне. Кстати, у меня также есть неопубликованное письмо от Иоласа, в котором говорится: “Все, что у меня есть, я оставляю Греции". Но к сожалению, все было разграблено, в этом случае не удалось нам ничего сохранить".
В доме Лизы есть внушительная работа де Кирико под названием "Великие археологи",
единственная, которая не была отлита, которую в течение многих лет она предоставляла в аренду Национальной галерее и музеям Италии.
По ее воспоминаниям, "Де Кирико был этаким эгоцентричным перфекционистом. Все художники как правило рисуют и пачкаются красками, но он - никогда. У него всегда были
идеально ухоженные руки. Он делал все с усердием, но и с заботой о себе, он следил за
тем, чтобы ничем и ни в чем не запачкаться".
Йоргос Сеферис и Сальваторе Квазимодо
"Будучи признанным всеми вундеркиндом, я приехала в Афины, чтобы попросить Сефериса написать несколько слов обо мне, о маленькой гречанке из Афин, которая своим талантом добралась аж до Берлина (ох уж, мой юношеский максимализм). Прошло много времени, а он так и не справился с этим "заданием". Мы с Иоласом уехали в Милан. Как только мы приехали, я отправилась в Брера (одноименный район, где находится Академия художеств). Там я встретилась со старыми друзьями и познакомилась со студентами-будущими художниками, которые захотели поговорить с нобелевским лауреатом Сальваторе Квазимодо и попросить его написать обо мне пару строк. Они позвонили ему, и он встретился со мной на следующий же день. Что ж благодаря мне Квазимодо открыл для себя Грецию.
Он отменил все свои запланированные встречи и оставался со мной весь день до самого вечера вместе со своей секретаршей, которая все записывала. Я легла спать счастливой. Через два дня мне предстояло уезжать, потому я думала, что вряд он успеет написать что-нибудь. Но на следующий день мне позвонили и сказали сходить в киоск за газетой. Я ждала, что он напишет, ну, от силы 4-5 строк, но увидела, что он написал 6-7 страниц. То была огромная статья, которую он когда-либо о ком-либо писал! А я на ту пору была маленькой девочкой! О самом де Кирико он написал меньше! Квазимодо, по сути, предсказал всю мою карьеру. Конечно, не все в жизни было так просто и гладко, особенно для девушки из Греции.
Когда мне впервые вручали в Италии премию "Молодое дарование", то узнав, что я девочка и к тому же гречанка, или не поверив своим глазам, огласили номинацию дважды, тем намного принизив меня (греч. поговорка ώστε να βάλουν δίπλα μου κι ένα αγοράκι)".
Рудольф Нуриев
"Мы познакомились в Испании в 1969 году. Я совершенно
не разбираюсь в датах, но я помню, что в Париже были сильные беспорядки. Мы
остановились в одном отеле и постоянно натыкались друг на друга. У меня тогда была
персональная выставка, я позвонила ему и пригласила посмотреть мои работы. Он пришел и ему все понравилось, как он сказал позднее.
Люди искусства быстро сходятся вместе. Помню, однажды вечером я поздно вернулась в отель и застала его сидящим в одиночестве за стойкой бара с бутылкой водки. В то время он пил только водку, позже он перешел на шампанское. Тем вечером я видела его выступление и начала рассказывать ему, каким волшебным он был на сцене. В ответ он лишь хмуро произнес "what a wonderful shit". Он был этаким перфекционистом. В те дни его мучила неуверенность в себе (греч. поговорка "τον βασάνιζε μια ψύξη") и, хотя, когда он выходил на сцену, ему всегда казалось, что "Бог дает ему перья и он летает", он никогда не был доволен собой.
В тот вечер, когда мы разговорились, поделились своими секретами, мы искренне подружились. Потом я встречалась с ним в Париже, Лондоне, Нью-Йорке и других местах, потому как мы постоянно путешествовали по миру: я с персональными выставками, а он солировал с балетом.
"Постоянно я жила в Милане со своим мужем и он (Нуриев) любил гостить у нас. Он играл с нашими собаками и котятами, носил парусиновые летние тапочки и отдыхал. Единственное, чего не хватало ему в жизни так это - семейного тепла. Если у него появлялось желание, он садился за пианино и играл нам музыку или переодевался в трико танцевал, или шутил как
ребенок. Однажды он нарядился в Саломею и надел мои драгоценности. Невероятно приятными были с ним вечера! Я все еще ношу его кепку" - делится своими воспоминаниями Лиза (язык не поворачивается назвать ее увесистым словом "госпожа", так она энергична и молода душой).
Брижит Бардо и Клаудия Кардинале
Перед журналистами куча старых фотографий, на них портреты узнаваемых лиц мировых знаменитостей, с которыми их герой - Лиза Сотилис, не только встречалась и общалась лично, но дружила и дружит уже многие годы. На одной из фото - Лиза обедает с Брижит Бардо, на Брижит надеты ее украшения.
"Очень милая, одаренная талантами Брижит, но Клаудия Кардинале - немного другая, она более мягкая и душевная. На фотографиях она выглядела не очень хорошо, она не была фотогеничной, но в жизни она красавица, а ее аура притягивала, манила к себе".
Лиза позирует в своих украшениях
***
"Сегодня, если кто-то не организован в команду, он не становится известным. Все сильно изменилось. Теперь художник стал типовым промышленником, и большинство людей делают дело на компьютерах, только я хожу до сих пор в литейный цех. И я единственная в мире, кто создает исключительно уникальные изделия, потому что меня не волнуют деньги и слава. Я заинтересована в получении: (1) удовольствия от делания чего-либо задуманного и (2) удовлетворения от реализации того самого задуманного. А украшения, которые я создаю, - это не просто украшения. это микроскульптура, такой особый стиль, который применяю только я.
1. "Преображение Персефоны", скульптура Лизы Сотилис 1973 года, позолоченная бронза, размером 46 х 26 дюймов. 2. "Адам и Ева", скульптура 2007 года, патинированная и полированная бронза, 143 x 89, основание стола. 3. "Поэма Сапфо", скульптура 2006 года, позолоченная бронза, 58 х 60 см. 4. Картина "Дочери", 1986 год,
холст, масло, 100 х 70 см. 5. "Современные кариатиды", картина 1996 года, холст, масло, 100 х 80.
Размышления и планы
Кажется, у меня всегда сияла "путеводная звезда" над головой. Самые удивительные вещи случались и случаются со мной в жизни, и для меня это нормально! И это правильно. Я не забочусь о регулярности протекания регулярного течения моей жизни, потому что во мне и вокруг меня не было и нет ничего регулярного! Сегодня мы воспринимаем эту норму жизни (внезапность, переменчивость, нестабильность) как нечто само собой разумеющееся. Так устроен мир! И все же я же по натуре бунтарь, потому никогда не ждала каких-то сюрпризов от жизни, а сама вносила изменения, но всегда без насилия.
"Искусство выше всякой политики, выходит далеко за ее пределы. И западный мир в долгу перед Грецией. Каждый музей в мире должен отдать дань уважения Греции. Даже один цент, вырученный от каждого проданого билета, покроет долг Греции. Греция никогда не стремилась к денежному вознаграждению за свои научные и художественные открытия, в то время как инновации и интеллектуальное богатство, которые она подарила миру, бесценны.
Поэтому нам нужно создать международную группу людей, у которых будет желание стереть несправедливый долг, который Европа возложила на нас и который нужно будет отдавать многим поколениям греков. Я не могу организовать ее сама, но я могу стать крестной матерью этого предприятия. Все дело в том, насколько хватит у меня жизненной энергии. Но я уверена, что пришла сюда с определенной миссией и собираюсь выполнить ее.
"Меня ничто не
ограничивает. Меня не волнует время, я не думаю о веках, десятилетиях, годах. Когда
люди спрашивают меня: "Когда то или иное случилось?” Я прихожу в замешательство, потому что я не помню. Я не так понимаю время. Я трансцендентна. По мне так даже любовь мы должны распространять по Вселенной как электричество".
Комментарии
Отправить комментарий