История мужского конкурса красоты

Восхищение древних эллинов внешней красотой: прекрасным телом и физической силой нашло свое воплощение в скульптурах великих греческих ваятелей и многочисленных образах греческих поэтов. Кроме произведений искусства и литературы, древняя Греция положила начало чрезвычайно популярному в настоящее время мероприятию - конкурсу красоты, как среди женщин, так и среди мужчин. 

Известно, что в древней Греции проводились конкурсы красоты, но наибольшей популярностью пользовались именно мужские. Возможно потому, что женские проводились на периферии, в основном на островах Лесбос и Тенедос. Но даже в древней Греции не случалось такого невероятного случая, чтобы мужчина выиграл женский конкурс красоты. Вы удивитесь, но такое произошло в СССР.
Мало кто знает, что первым победителем конкурса красоты в Новосибирске был мужчина. О том, как это произошло и правда ли, что никто не заметил подвоха, корреспондент местной газеты спросил у дочери ученого Германа Безносова - именно он стал неожиданным триумфатором соревнования, которое прошло почти 60 лет назад.
Конкурсов и соревнований среди мужчин было много, они проходили в разных греческих полисах в честь главных богов или божеств помельче. Интересно, что в них могли участвовать как подроски и юноши, так и взрослые мужчины и даже старики, для которых проходил свой особый конкурс в Афинах.  Об этом подробно написано в нижеупомянутой монографии.

Монография "Male Beauty contests in Greece:
The Euandria and Euexia", 
N. B. Crowther
L'Antiquité Classique Année, 1985, стр. 285-291

Конкурсы красоты Эвандрия (греч. ευανδρια) и Эвексия (греч. ευεξια)

Эвандрия или "эвандрийская гонка" представляла собой особый конкурс - молодежное театрализованное представление, проводимая в древних Афинах и проводившаяся во время праздников Панафинеев и Фиссианцев. Эта "гонка" была групповой, а не индивидуальной, в ней принимали участие афинские подростки с отличным телосложением и визуальной красотой (исключалось участие  иностранцев).

Таким образом прошедшие отбор - квалифицированные подростки - соревновались в красоте с представителями других афинских полисов. Гонку предворяла торжественная процессия, которую возглавляли самые красивые старики - "таллофоры", названные так из-за масличной ветви (или фаллоса), которую они держали в руках. Участники выстраивались напоказ перед комитетом, от которого в качестве приза победителю вручали щит и быка стоимостью в 100 драхм. Скорее всего, быка забирали себе "таллофоры".

Подобный "забег" или "гонка" или конкурс проводился в древности и в Элисе. И назывался он Каллистиа (в переводе с греческого означает "конкурс красоты"). Ксенофонт ссылается на такую борьбу, называя ее борьбой за красоту. Со временем, однако, эта борьба слилась с военной борьбой того времени, которая была "борьбой эвтаксии" (демонстрация фракций) и борьбой "эуоплии" (демонстрация использования личного оружия).

В те далекие времена слово "эвандрия" означало существование красивых мужчин. В качестве эпитета "Эвандер" приписывался городам и странам, которые представляли красивых граждан (чаще всего спортсменов). Под именем "Эвандер" жило-было не тужило малоизвестное божество в греческой мифологии.

Γιάννης Ρίτσος
Ευανδρία

Τούτο το χρόνο τα χάσαν οι κριτές, — δεν ξέρουνε ποιόν να βραβέψουν, —
(μη και τις άλλες χρονιές δεν ήταν το ίδιο;) — σώματα έκπαγλα
να λάμπουν γυμνά μες στο λιοπύρι — κι ο ιδρώτας λάμψη και κάλλος να προσθέτει
ρέοντας στο πηγούνι απ’ τους κροτάφους, και στα σκέλη απ’ την κοιλιά και στο στήθος.
Σε ποιόν το στεφάνι και το βόδι; — τούτος ο γοφός, αυτά τα γόνατα, τα ισχύα· —
μετρούν, ζυγιάζουν, ψαύουν, αφαιρένονται οι ελλανοδίκες. Κι ο ήλιος τούτος
πολύ χτυπάει — σου θαμπώνει τα μάτια. Να προτιμήσεις τη λύση των κλήρων
ή της ισοπαλίας;

Βγάζουν σπίθες τα μάρμαρα, τα νύχια των ποδιών, οι ρώγες·
βουίζουν τα μελίγγια. Μια σπασμένη υδρία. Τ’ άνθινο στεφάνι στην έδρα
μαράθηκε κιόλας. Και το βόδι δεμένο μουγκανίζει. Πέφτει το λυκόφως.
Πολύ βραδύνουν οι κριτές.

Ωστόσο το κοινό δε δείχνει διόλου αδημονία, —
παρατηρούν σιωπηλοί, και σα θλιμμένοι. Μια στιγμή συνέρχονται — ανταλλάσσουν δυο λόγια·
ακούγεται παράταιρα ένα γέλιο βεβιασμένο — σβήνει αμέσως.

Ω, καταλάβαμε καλά: δικαιολογημένη η αμηχανία· δεν πειράζει·
τ’ άλλα γυμνάσματα ας αναβληθούνε γι’ αύριο ή μεθαύριο, ή ας μη γίνουν καθόλου—
εδώ τελειώνουν όλοι οι αγώνες.

Και θα πρέπει — α, ναι, — το δίχως άλλο
να εκδώσει η πολιτεία ένα καινούργιο διάταγμα: ν’ απαγορεύει να περνάνε
οι νεκρικές πομπές μπροστά στο Στάδιο· γιατί ο θάνατος έτσι
χάνει το κύρος του και τις σωστές του αναλογίες, — κανένας
δεν προσέχει πια τους νεκρούς· κι ίσως εκείνοι να θυμώσουν.

Λέρος, 19.X.68

Копия статьи Гвоздевой Т.Г. "К истории конкурса мужской красоты в древней Греции" , изд-во Вопросы Истории, № 1, 2001.

Литературные и эпиграфические источники указывают на то, что подобные состязания проводились в Аркадии и в Элиде, на островах Лесбос и Тенедос. Они не имели самостоятельного значения и включались в программу состязаний полисных праздников. Соревнование между самыми красивыми мужчинами имело место и в Афинах. 
«Афиняне, восхищавшиеся мужской красотой, организовали состязание, получившее название - эвандрия». Эвандрия входила в состав главного праздника афинского полиса - Панафиней, посвященного Афине Полиаде (Градодержице).

О малых состязаниях в праздник Напафинеа 

Панафинеи по праву считались одним из древнейших праздников Эллады (Aristot. fr. 637; цит. по schol. Aristid. Panath., XIII, 189, 4-5), который проводился в 20-х числах первого месяца афинского календаря (август-сентябрь). Скромный земледельческий ритуал в честь Афины постепенно превратился в главный государственный праздник афинского полиса. Его эволюция связана с «синойкизмом Тезея» (первая половина VIII в. до н. э.): «разрушив отдельные пританеи и дома совета и распустив местные власти, он (Тезей. — Т. Г.) воздвиг единый, общий для всех пританей и дом совета в нынешней старой части города, город назвал Афинами и учредил Панафинеи - общее празднество с жертвоприношениями» (Плутарх, Тезей, XXIV, 3, пер. Маркиша С.П.).

На этом этапе программу праздника составляли торжественная процессия с жертвоприношением и «малые» состязания, в число которых входили: 
- ламподедромия (бег с факелами), 
- пиррихия (военная пляска) и 
- эвандрия

Эти состязания носили сакральный характер, а их происхождение было тесно связано с мифологией культа Афины. Кроме того, они являлись не индивидуальными, а командными, что наиболее соответствовало древнему характеру состязаний. В 566 г. до н. э. в правление тирана Писистрата были впервые проведены Великие Панафинеи, организованные по принципу панэллинских праздников (Aristot. fr. 637; Herod. II, 58; Plat. Hipp., 228b; Aelian, VIII, 2). Великие Панафинеи проводились на каждый третий год Олимпиады. В программу Великих Панафинеи при Писистрате были добавлены «большие агоны» — конный, музыкальный и гимнастический.

Древние сакральные состязания, в том числе и эвандрия, продолжали свое существование в программе праздника наряду с новыми, чем придавали ему своеобразие и оригинальность. Ксенофонт отмечал, что эвандрия была уникальным состязанием, проводившимся только в Афинах (Mem. III, 3, 12).

Это - одно из самых загадочных состязаний панафинейского праздника. Проведение эвандрии окутано тайной, которая стала результатом единодушного «молчания» первоисточников о нем. Это молчание объясняется тем, что порядок тех или иных состязаний на панэллинских праздниках (к которым можно причислить и Великие Панафинеи) был настолько хорошо всем известен, что авторам не было необходимости подробно писать о них. Поэтому литературные источники в основном сообщают, где и когда проводилось то или иное состязание и какие призы получали победители. Кроме того, «ограниченный» состав участников «малых» состязаний также лишал авторов возможности описать какие-либо прецеденты или «забавные» случаи из истории афинского эвандрия - самого первого в истории Греции конкурса красоты.

Что же мы знаем об эвандрии

Не очень много. Эвандрия проводилась 27 гекатомбеона (первая половина сентября) во время панафинейского праздника — на это указывает в своем словаре Гарпократион (Harp. s. Euandria). В этом состязании могли принимать участие только афинские граждане, тогда как многочисленные участники панафинейских игр, съехавшиеся в Афины со всей Эллады, к участию в конкурсе красоты не допускались (Bekker, Anecd. p. 257). Возможно, они могли присутствовать на нем в качестве зрителей. Ксенофонт, говоря об участниках эвандрии, сравнивает их с группой соревнующихся танцоров (ο χορος),  которых отправляли афиняне на Делос (Xen. Mem. III, 3, 12), из чего можно заключить, что это состязание проводилось по командам. Из надписи первой половины IV в. до н. э. (IG II2 2311), содержащей перечень наград панафинейских игр, мы узнаем, что команды для эвандрии формировались по филам - административно-территориальным единицам Афин. 
В переводе с греческого о χορός  - это форма художественного и спортивного самовыражения, которая обычно относится к движениям тела, обычно ритмичным и в соответствии с музыкой. Это способ общения через тело. Это танец.
В случае победы награда вручалась не участникам состязания, а всей филе. «Филе, победившей в эвандрии, присуждается бык и 100 драхм» (IG II2 2311, lin. 75), - гласит панафинейский призовой список. Эта награда уравнивает эвандрию с другим «малым» состязанием — пиррихией — военной пляской, посвященной Афине.

Посмотрите на греческого победителя в конкурсе Mister Supranational Greece 2022 года Леонидаса Амфилохиоса.