Отдых праздники только для мужчин

Продолжу тему отдыха, досуга и приятного времяпровождения в Древней Греции. На этот раз речь пойдет о праздниках древних мужчин-греков или греков-мужчин (называйте, как кому нравится, суть от этого не поменяется).

Сразу отмечу, что от женских праздников они отличаются высокой культурой общения, организованностью, добропорядочностью, толерантностью, финансово-экономической предусмотрительностью, научно-философской направленностью с выплеском всяческих талантов на фоне любви к играм, а иногда даже со слезами на глазах. И еще... Я выбрала те моменты праздников, что мало кому известны, возможно.

Праздники только для мужчин

Так свободное время, не занятое ремеслом, боевыми действиями, политикой, философствованием, одни греки-мужчины проводили на пирах и пирушках; другие прокачивали свои многочисленные таланты; третьи, наверное, изобретали что-то полезное для общества. Но все они без исключения страшно любили справлять всякие-разные тамошние праздники, особенно те, что предназначались только для мужчин. 

С самого детства греческих мальчиков учили, как получать удовольствие от жизни (ευ ζην) и твердо усвоить, что значит быть настоящим мужчиной (αντρας). И делали это в специальных учебных заведениях, которые по сути своей были больше, чем просто учебные заведения.

Гимнасия, или гимнасий, – многофункциональное заведение, предназначенное как для спорта, так и для учебы и для отдыха. Палестры – это спортивные залы, которые строились отдельно либо входили в состав гимнасия.

Гимнасий состоял из раздевалки, бань с холодной и горячей водой, комнаты для натирания маслом и песком, зала (залов) для гимнастических упражнений, комнат для отдыха и общения, где можно было также послушать выступления популярных риторов и философов того времени. Эти же помещения предназначались для занятий наукой, в них проходили обучение дети, подростки и юноши. Одновременно с этим воспитанию подрастающего поколения, в том числе патриотическому, как ни странно это покажется, способствовали сугубо мужские праздники.

Man and youth carrying an armour, probably a departure scene. Side B of an Attic red-figure σκύφοςbetween circa 540 and circa 530 BC, Metropolitan Museum of Art.

Сиссития (от др.-греч. συσσίτια) — это совместная ежедневная трапеза для мужчин и юношей в честь Зевса Этериос. Сисситии были особенно популярны на Крите и в Спарте, а также в Мегарах и Коринфе. Совместные «пиры героев» упоминает ещё Гомер. У спартанцев эти мужские трапезы также назывались «фидитиями» (греч. φειδίτια или φιλίτια), а на Крите — «андриями» (греч. ἀνδρεῖα).

Участие в таких трапезах было обязанностью любого гражданина общества, а за уклонение от неё даже на царя мог быть наложен штраф. Многие античные авторы отмечают необычайную важность таких совместных пиров в плане воспитания подрастающего поколения, в приобщении их к привычкам и поведению взрослых дяденек и, прежде всего, в научении их соблюдать общепринятые ценности родного полиса. Ведь на таких мероприятиях, проходивших довольно весело, с пением под музыку, велись разговоры о жизни, воинском долге и подвигах на поле боя.

Согласно Плутарху, «каждый сотрапезник приносил ежемесячно медимн ячменной муки, восемь хой вина, пять мина сыра, две с половиной мины инжира и, наконец, совсем незначительную сумму денег для покупки мяса и рыбы». Самым знаменитым из кушаний была чёрная похлёбка. Ещё Аристотель отмечал, что этот взнос ложился тяжёлым бременем на бедных спартанцев, но для богатых был несуществен. На Крите средства на трапезу предоставляло государство. А по поводу значений мер веса и объема в древней Греции спросите Алису, пожалуйста.


В те времена, например, критская традиция коллективного "принятия пищи" позволяла самым бедным сидеть рядом с самыми богатыми и обсуждать общие темы, поскольку вклад каждого гражданина был пропорционален сумме, которую он мог себе позволить заплатить. Еще такие мужские посиделки там называли «этериями» (греч.  eteries - «объединениями») и даже сохранилось описание, где и как они проходили. 

Так "
на Крите было два специальных здания, одно из которых, использовалось для проведения совместных трапез и называлось «андреон», а в другом находились спальные комнаты для размещения гостей (что-то типа гостиницы). Для них же "в здании андреон, за третьим столом справа от входа, были отведены специальные места, которые назывались «места Зевса Ксениоса (Xenios Zeus) — эпитет Зевса, связанный с гостеприимством, то есть это были места для чужеземцев». Надо сказать, что мужские праздники чаще всего посвящались Зевсу с присвоением ему определенных эпитетов, подобающих случаю.

Симпосий (греч. «συμπόσιον») — это пиршество или собрание, на которое мужчины собирались, чтобы обсуждать философские, политические и культурные вопросы за фиалой вина. На симпосий приходили, откушав сначала дома и помолившись богам пред алтарем. Женщины на мужские «собрания» не допускались, прислуживали подростки из богатых семей, однако музыканты, танцоры и гетеры туда приглашались. Пиршество проходило весело... Ведь использовались вдобавок ко всему специальные сосуды с сюрпризом...


Так как о симпосиях греков написано больше всего различных текстов, очень даже подробных и любопытных. Расскажу лишь о некоторых особенностях данного мероприятия, которые, возможно, мало кому известны... о развлечениях. Не могу вспомнить, откуда взяла эту информацию, но точно знаю, что не сама сие придумала.

Как развлекались на симпосиях 

Итак, чем же занимались на пирах (греч. φαγοπότι) и симпосиях древние греки, чтобы развлечься: "К тому времени, когда кратеры опустеют на треть, общая беседа начинает угасать. Наступает время для различных стандартных развлечений. Поэтому распорядитель (греч. ευ-πατηρ) начинает с того, что велит каждому гостю по очереди спеть куплет, в котором не должно быть определённой буквы, а в случае неудачи — заплатить какой-нибудь нелепый "штраф". Так, лысому велят начать расчёсывать волосы; хромому (с тех пор, как он участвовал в Мантинейском походе) — встать и потанцевать под флейту и т. д.

Существуют всевозможные загадки, часто очень остроумные, которые быстро разгадывают обладатели «аттической соли» (Sal Atticus — тонкая шутка, которой особенно отличались афиняне). Ещё одно развлечение — сравнивать каждого присутствующего гостя с каким-нибудь мифическим чудовищем. Этот процесс неизменно заканчивается тем, что какого-нибудь «парасита» сравнивают с Цербером, Гидрой или каким-нибудь другим драконом под смех остальных. 

В какой-то момент веселья компания обязательно начинает петь «сколии» — застольные песни, и обычно они носят серьёзный моральный или поэтический характер, и хорошим примером тому является часто исполняемая песня в честь Гармодия и Аристогитона, убийц правителя-тирана.

Ни один из «евпатридов» не станет называть себя профессиональным певцом, но иметь глубокий, хорошо поставленный голос и уметь участвовать в хоровых партиях на симпосиях весьма желательно, а пение на каком-нибудь банкете в Пританее стоит послушать.

Сколии часто воспевали достоинства богов или греческих героев, сочиняли их на ходу или не на ходу в зависимости от случая. И исполняли под аккомпанемент лиры или оливковой ветви, которую передавали от певца к певцу по мере того, как наступала очередь следующего.

Лирическое отступление по поводу сколий

К примеру, упомянутая выше застольная песня о Гармодия и Аристогитона - история создания ее такова: в V веке до н.э. в Афинах произошло покушение на братьев-правителей Гиппия и Гаппарха, сыновей Писистрата. В результате покушения Гиппарх был убит, а нападавшие погибли. Эти события стали знаковыми в борьбе против тирании и долгое время после этого убийцы - Гармодий и Аристогитон почитались национальными героями древней Греции.

Сама героическая история и единственное сохранившееся аутентичное первое четверостишие на древнегреческом языке сподвигли американского поэта и писателя Эдгара Аллана По сочинить Гимн Гармодию и Аристогитону в подражание древнегреческому поэту-лирику Анакреону, а уже потом перевод на русский язык сделал В. Я. Брюсов (1873-1924). 
1. Под миртами меч я укрою в свой срок,
Подобно героям старинным,
Что в сердце тирану вонзили клинок,
Возвращая свободу Афинам.

*** 

Но, вернемся к неизвестно откуда взявшемуся у меня описанию формата организации и проведения древнегреческого мероприятия - симпосия: "Прежде чем вечер закончится, будут заказаны различные игры, особенно «коттабус» (грея.  κοτταβεῖον, соревнование на меткость), которая сейчас очень популярна. На вершине высокой подставки, похожей на канделябр, довольно изящно балансирует небольшое медное блюдце. Игроки сидят на значительном расстоянии с чашами для вина. Суть игры в том, чтобы ловко бросить немного вина в балансирующее блюдце так, чтобы оно издало чистый звенящий звук и перевернулось. Начинаются громкие крики, веселье и делаются небольшие ставки.

Cottabos player. Interior from an Attic red-figure kylix, ca. 510 BC. Greece.

"Соревнование в меткости усложнялось, когда на коттабий устанавливалась маленькая человеческая фигурка (греч. μάνης). Капли вина должны были попасть в голову фигурки и с шумом отрикошетить в чашу. Тогда верили, что удача в коттабе обеспечивала удачу в любви. Коттаб описан у Эсхила, Софокла, Эврипида, Аристофана и Антифана, которые и сами с удовольствием играли в эту игру". 


Изображения мужчин, играющих в коттаб, часто встречаются в древнегреческой вазописи, а вот изображение гетеры, играющей в коттаб, очень редкое (в данном случае даже гротескное), хотя у женщин были свои сисситии и, возможно, симпосии.

"В то время как большинство компании предпочитает коттабус, двое, которые называют себя знатоками, просят принести игровую доску и вскоре с головой погружаются в игру "полис» (греч. рoleis), очень похожую на современные «шашки», в которую играют на доске, разделённой на множество квадратов. У каждого игрока по тридцать цветных камней, и цель состоит в том, чтобы окружить камни противника и захватить их. Некоторые из компании, однако, считают это слишком серьёзным занятием и, опробовав свои силы в игре коттабус, переключаются на неизменно развлекательную игру в кости (греч. ζαρι).

Эксекий, амфора с изображением Ахилла и Аякса, 
играющих в кости, кабана и вепря, Вульчи, 540-30 гг. до н.э

Халкеи (греч. Χαλκεία) — первоначально это был праздник в честь Афины Эргани - "работницы и покровительницы керамики и ремесел", а потом уже Гефеста - "божественного кузнеца, который создал форму Вселенной и дворцы богов», и отмечался в последний день аттического месяца Пианепсион (октябрь/ноябрь).

Действительно, по началу этот праздник был общим для всех жителей Аттики, потому и назывался Πάνδημος, что означает в переводе с греческого «всеобщий», а еще — Ἐργάνεια, что означает «день работы». Но суть праздника от переименования никогда не менялась — то был праздник ремесел и первых ремесленников. По заведенной традиции все всячески восхваляли Афину Ергану и Гефеста, сочиняя в их честь дифирамбы и гимны, совершали жертвоприношения этим «искусным богам ремесел и труда, что даровали людям».
Всё это говорит о том, что праздник то был не только в честь богов, но и впервые в истории отмечал «великое торжество искусств, ремёсел и труда самих людей».
В этот красный день аттического календаря торжественно устанавливали ткацкий станок в храме Аррифорион на Акрополе, где девочки или достойные работницы-ткачихи (греч. Ἐργαστίναι) должны были сделать пряжу и выткать пеплос для статуи Афины Полиас (покровительницы города) к очередному городскому празднику.


Амфора с изображением кузни. Аттика. Ок. 500–490 до н. э.
 Музей изящных искусств, Бостон.

Однако с IV века до н.э. в этом празднике стали участвовали только ремесленники и, в основном, рабочие по металлу - кузнецы и медники (греч. χαλκεις, χαλκός - медь), отсюда появилось новое название Халкия и славили уже только бога ремесел в храме Гефеста в Афинах. Как обычно, совершалось шествие ремесленников с корзинами, полными фруктов и других подношений богу Гефесту, а на ритуальном обеде употребляли в пищу принесенных в жертву животных.

Элеутерии (греч. ελευθερεια) или Игры свободы — военный праздник поминовения тех, кто отдал свои жизни за свободу Греции, был учрежден после победоносной битвы при Платеях (479 год до н. э.) и посвящен Зевсу Элеутериосу (Победоносному). 

Об этом своеобразном древнегреческом "празднике Победы» известно из нескольких письменных источников, например, о нем упоминал: 1. Плутарх, «Сравнительные жизнеописания», Аристид; 2. Павсаний, «Описание Эллады», 9.2.6., 3. Страбон. IX. стр. 412) и другие, а именно:

1. «Созвав общее собрание всех греков, Аристид предложил издать указ о том, что депутаты и религиозные представители греческих государств должны ежегодно собираться в Платеях и раз в пять лет проводить Элеутерии, то есть Игры свободы. И что со всей Греции следует собрать десять тысяч копьеносцев, тысячу всадников и сто кораблей для войны с варварами; но жителям Платей освободить от этого и посвятить служению богам, принося жертвы на благо Греции. После того как это было утверждено, жители Платей стали ежегодно приносить жертвы тем, кто был убит и похоронен в этом месте; они до сих пор делают это следующим образом: 

"Шестнадцатого числа месяца Маймацерион процессия во главе с трубачом, который трубил сигнал к битве, на рассвете прошла через центр города. За ней следовали повозки, нагруженные миртовыми ветвями и венками, чёрный бык и свободные юноши, которые несли сосуды с возлияниями в честь мёртвых. Ни одному рабу не было позволено участвовать в этом обряде. В конце процессии следовал архонт Платей, которому в другое время, во время его службы, не разрешалось прикасаться к оружию или носить что-либо, кроме белых одежд. Теперь же он был в пурпурной тунике, с мечом в руке и с урной, хранившейся для этого торжественного случая в государственном архиве (греч. γραμμαφυλάκιον). Когда процессия подошла к месту, где были похоронены греки, павшие при Платеях, архонт сначала омыл и помазал надгробия, а затем подвёл быка к костру и принёс его в жертву, молясь Зевсу и Гермесу Хтонию и приглашая храбрых воинов, павших при защите своей страны, принять участие в приготовленном для них пире. После этого, смешав чашу вина и налив себе, он говорит: «Я пью за тех, кто отдал свои жизни за свободу Греции». Эти торжественные обряды платейцы соблюдают и по сей день".

2. "Даже в наши дни каждые четыре года они проводят игры под названием «Элеутерии», в которых за бег предлагаются большие призы. Участники бегут в доспехах от алтаря за город где Трофей, который греки установили в честь битвы при Платеях, он находится примерно в пятнадцати стадиях от города".


3. "Сам город в то же время был объявлен священным и неприкосновенным до тех пор, пока его жители приносили ежегодные жертвы, которые тогда были учреждены в честь Греции. Каждые пять лет эти торжества отмечались военно-спортивными состязаниями - Аγὼν τῶν Ἐλευθερίων, в которых победители награждались венками (ἀγὼν γυμνικὸς στεφανίτης)".

Ксантика (греч. Xanthica) — это древний македонский ежегодный тоже военный праздник, проводившийся непосредственно перед весенним равноденствием в месяце Ксантикос (апрель по македонскому календарю). Во время праздника в честь Ксанфа — древнегреческого бога войны Ареса или бессмертного коня, принадлежащего герою Пелею и его сыну Ахиллу, по кличке Ксантос (не суть), приносили в жертву собаку (суку) и устраивали смотр войск — пехоты и всадников с полным вооружением, а также проводили торжественный обряд очищения — солдаты маршировали между двумя половинками принесенной в жертву собаки, при этом имитируя бой с противником, вовлекая так в свои ряды молоденьких эфебов, то было своеобразное принятие новобранцев.

Отмечу, что до сих пор идут споры среди историков по поводу названия праздника. Возможно, что он так назван в память героического поступка древнего города Ксантос, освобожденного когда-то македонским царем Филиппом 11 и его сыном - Александром.

"Персидская армия под командованием Арпагoса (Harpagos) вошла в долину Ксантоса и вступила в битву с его жителями. Ксантийцы сражались с легендарной храбростью против превосходящих сил персов. Они выдержали бесчисленное количество персидских атак, но в итоге были вынуждены отступить за стены своего города. Тогда они собрали своих женщин, детей, рабов и драгоценности в стенах крепости, и подожгли ее снизу и со стен, пока все не было разрушено пламенем. Воины Ксантоса бросились в свою последнюю атаку на персов, возвысив свои голоса в боевом кличе, пока последний мужчина Ксантоса не был убит. Уцелели только те ксантийцы, что оказались в других местах во время этой битвы. Впоследствии они вернулись и заново отстроили город." (Геродот)

Гимнопедия (греч. Γυμνοπαιδίαι — «нагие игры») — ежегодный также военный праздник, который отмечался исключительно в древней Спарте в разгар жаркого лета — в июле (первом месяце года по спартанскому календарю), возможно, поэтому он получил именно такое название: греческое слово γυμνος означает голый, где παιδίαι — дети. Праздник длился несколько дней, и посмотреть на него собиралось много народа.
В мероприятиях праздника участвовали три поколения спартанцев (юноши, полные сил мужчины и старики) полностью обнаженные, которые исполняли танец под названием Corybantian dance (в шлеме и со щитом в диком воодушевлении)  и пели хором, соревнуясь кто лучше исполнит. Руководители каждой хоровой группы носили головной убор, известный как "корона из перьев" или "тиреатическая корона". Эти короны были сделаны из пальмовых листьев и назывались "коронами из перьев" из-за сходства листьев с перьями.
Считается, что праздник стали отмечать в 668 году до н. э. в честь победы спартанцев в битве при Тирее, со временем его приурочивали и к другим победам спартанцев. Но в первую очередь организовывали в честь Аполлона, Артемиды и Лето - богов, которые олицетворяли детство, из которого вскоре должны были "вырасти" юные участники праздника: стать эфебами или воинами. Павсаний описывает Гимнопедия как «праздник, к которому лакедемоняне (раннее название Спарты) относятся серьёзнее, чем к любому другому» (Павсаний, 3.11.9). Праздник был для спартанцев настолько важным, что "даже в самых критических обстоятельствах они не отменяли его" (Фукидид, V.82).

Еще один мужской праздник - Олимпийские игры, и многие думают, что это спортивный праздник древних греков, но это не так. Прежде всего, в то время это был большой религиозный праздник, лишь состоявший из спортивных состязаний, в которых действительно участвовали мужчины. Однако, были нюансы...


Женщинам дозволялось участвовать в гонках колесниц, известны даже их именаКиниска из Спарты — первая олимпийская чемпионка среди женщин в гонках колесниц в 396 и 392 году до н.э.; Эврилеонида тоже из Спарты — вторая в истории женщина-победитель Олимпийских игр в 368 году до н.э.. Но есть нюансы... В античных Олимпийских играх победителями признавались владельцы упряжек, а не возничие. Об олимпийских играх вам подробно расскажет прекрасная Алиса, а я уж напишу о чем-то другом. 

Лирическое отступление по поводу мужчин

Как я уже упоминала в начале данной статьи, мужчины с удовольствием посещали не только все свои сугубо мужские мероприятия, но и отмечали вместе со всеми государственные, религиозные, профессиональные, спортивные, культурно-развлекательные, мужские конкурсы красоты, в том числе, и прочие праздники, что имелись в ходу у тогдашних греков. Еще мужчины обязаны были совершать свои домашние или семейные ритуалы, обряды. И многие, если не все праздники сопровождались веселыми шествиями (греч. κωμος), обильными пирами, музыкой, песнями, танцами, соревнованиями, разнообразными играми и развлечениями, а также посещением бани с друзьями, переодеванием в необычные наряды и соблюдением необычных мистерий с распитием галлюциногенных напитков и прочее.


Напомню, что всего зарегистрированных в реестре лишь одного древнего города-государства, к примеру, в Афинах, праздников было около 120 штук. Вывод напрашивается сам собою: очень трудно жилось тогдашним мужчинам. Но был в Древней Греции один праздник... Праздник для отдыха от праздников...

***

Ноуминия или Нумения (от др.-греч. слова νoumenia или греч. νεα μηνα, что означает «новолуние») — это был необычный праздник, во время которого можно было отдохнуть от многочисленных праздников и который отмечали в первый день лунного месяца, то есть каждый месяц из 12 месяцев года, с «первого появления Луны на небе после новолуния в виде узкого серпа».


Праздник отмечали тихо, спокойно в семейном кругу, так как его связывали с почитанием домашних божеств - богини Селены (Луна), бога Аполлона Нумениоса, Гестии, Гекаты, Гермеса, Зевса и других: у одних просили благословить семью и домашний очаг, у других искали защиту от внешних врагов  По словам Плутарха, праздник Нумения считался «самым святым из дней», и потому... 
Не допускались никакие другие праздники и не проводились никакие общинные заседания, собрания, сходки и прочее. 
Любопытно, что на самом то деле праздник приходился на второй день трехдневного почитания божеств:

- Первый день был посвящен Ужину Гекаты и соответствовал последнему дню предыдущего месяца. В это время совершали обряды очищения и украшения цветами себя, дома и домашнего алтаря, заканчивали все незаконченные дела, а также на ужин из оставшихся запасов продуктов готовили вкусную еду и пекли «медовые пироги» (часть еды надо было вынести за порог дома и отдать "злым духам").

Также подготавливали новый Кадискос в честь Зевса Ктесия (защитника семьи) — то был небольшой сосуд с продуктами (вода, оливковое масло, ячмень или что-то еще), которые «якобы получали от богов и возвращали им в ответ». По сути своей Кадискос представлял собой набор определенных продуктов, которые держали в каждом дом про запас; и наполнение его являлось частью праздничного обряда подготовки к новому месяцу.

Noumenia Honey Cake

      

- Второй день был главным днем праздника Нумения и соответствовал первому дню нового месяца — когда на небе появлялся тонюсенький кусочек новой луны. Именно в этот день можно было отдохнуть от бурной деятельности и праздников. Жизнь замирала, по заведенному обычаю все женатые мужчины сидели тихо, чинно, благородно с семьями дома, неженатые мужчины - в палестре или пританее, возносили молитвы богам, возжигали благовония, на алтари (которые были очищены со вчерашнего дня во время Ужина Гекаты) возлагали вино и ячменные заготовки (медовые пироги).

- Третий день был вторым днем месяца, и считался днем "Добрых духов", а также добрых дел и новых начинаний. Геродот пишет, что в Спарте цари раздавали гражданам мясо, ячменную муку и вино во время Нумений (Геродот, 6.57).
--------------------------------------------------

P.S. Для тех, то дочитал до конца: информацию по теме для этой статьи (как и для предыдущей "Отдых праздники только для женщин") я собирала из различных источников с целью обычного (не научного) ознакомления с историей праздников древних греков (мужских праздников в данном случае).

Комментарии