Сразу отмечу, что от женских праздников они отличаются высокой культурой общения, организованностью, добропорядочностью, толерантностью, финансово-экономической предусмотрительностью, научно-философской направленностью с выплеском всяческих талантов на фоне любви к играм, а иногда даже со слезами на глазах. И еще... Я выбрала те моменты праздников, что мало кому известны, возможно.
Праздники только для мужчин
Так свободное время, не занятое ремеслом, боевыми действиями, политикой, философствованием, одни греки-мужчины проводили на пирах и пирушках; другие прокачивали свои многочисленные таланты; третьи, наверное, изобретали что-то полезное для общества. Но все они без исключения страшно любили справлять всякие-разные тамошние праздники, особенно те, что предназначались только для мужчин.
С самого детства греческих мальчиков учили, как получать удовольствие от жизни (ευ ζην) и твердо усвоить, что значит быть настоящим мужчиной (αντρας). И делали это в специальных учебных заведениях, которые по сути своей были больше, чем просто учебные заведения.
Гимнасия, или гимнасий, – многофункциональное заведение, предназначенное как для спорта, так и для учебы и для отдыха. Палестры – это спортивные залы, которые строились отдельно либо входили в состав гимнасия.
Гимнасий состоял из раздевалки, бань с холодной и горячей водой, комнаты для натирания маслом и песком, зала (залов) для гимнастических упражнений, комнат для отдыха и общения, где можно было также послушать выступления популярных риторов и философов того времени. Эти же помещения предназначались для занятий наукой, в них проходили обучение дети, подростки и юноши. Одновременно с этим воспитанию подрастающего поколения, в том числе патриотическому, как ни странно это покажется, способствовали сугубо мужские праздники.
Man and youth carrying an armour, probably a departure scene. Side B of an Attic red-figure σκύφος, between circa 540 and circa 530 BC, Metropolitan Museum of Art.

Симпосий (греч. «συμπόσιον») — это пиршество или собрание, на которое мужчины собирались, чтобы обсуждать философские, политические и культурные вопросы за фиалой вина. На симпосий приходили, откушав сначала дома и помолившись богам пред алтарем. Женщины на мужские «собрания» не допускались, прислуживали подростки из богатых семей, однако музыканты, танцоры и гетеры туда приглашались. Пиршество проходило весело... Ведь использовались вдобавок ко всему специальные сосуды с сюрпризом...

Так как о симпосиях греков написано больше всего различных текстов, очень даже подробных и любопытных. Расскажу лишь о некоторых особенностях данного мероприятия, которые, возможно, мало кому известны... о развлечениях. Не могу вспомнить, откуда взяла эту информацию, но точно знаю, что не сама сие придумала.

Как развлекались на симпосиях
Итак, чем же занимались на пирах (греч. φαγοπότι) и симпосиях древние греки, чтобы развлечься: "К тому времени, когда кратеры опустеют на треть, общая беседа начинает угасать. Наступает время для различных стандартных развлечений. Поэтому распорядитель (греч. ευ-πατηρ) начинает с того, что велит каждому гостю по очереди спеть куплет, в котором не должно быть определённой буквы, а в случае неудачи — заплатить какой-нибудь нелепый "штраф". Так, лысому велят начать расчёсывать волосы; хромому (с тех пор, как он участвовал в Мантинейском походе) — встать и потанцевать под флейту и т. д.
Существуют всевозможные загадки, часто очень остроумные, которые быстро разгадывают обладатели «аттической соли» (Sal Atticus — тонкая шутка, которой особенно отличались афиняне). Ещё одно развлечение — сравнивать каждого присутствующего гостя с каким-нибудь мифическим чудовищем. Этот процесс неизменно заканчивается тем, что какого-нибудь «парасита» сравнивают с Цербером, Гидрой или каким-нибудь другим драконом под смех остальных.
В какой-то момент веселья компания обязательно начинает петь «сколии» — застольные песни, и обычно они носят серьёзный моральный или поэтический характер, и хорошим примером тому является часто исполняемая песня в честь Гармодия и Аристогитона, убийц правителя-тирана.
Ни один из «евпатридов» не станет называть себя профессиональным певцом, но иметь глубокий, хорошо поставленный голос и уметь участвовать в хоровых партиях на симпосиях весьма желательно, а пение на каком-нибудь банкете в Пританее стоит послушать.
Сколии часто воспевали достоинства богов или греческих героев, сочиняли их на ходу или не на ходу в зависимости от случая. И исполняли под аккомпанемент лиры или оливковой ветви, которую передавали от певца к певцу по мере того, как наступала очередь следующего.Лирическое отступление по поводу сколий
К примеру, упомянутая выше застольная песня о Гармодия и Аристогитона - история создания ее такова: в V веке до н.э. в Афинах произошло покушение на братьев-правителей Гиппия и Гаппарха, сыновей Писистрата. В результате покушения Гиппарх был убит, а нападавшие погибли. Эти события стали знаковыми в борьбе против тирании и долгое время после этого убийцы - Гармодий и Аристогитон почитались национальными героями древней Греции.
Сама героическая история и единственное сохранившееся аутентичное первое четверостишие на древнегреческом языке сподвигли американского поэта и писателя Эдгара Аллана По сочинить Гимн Гармодию и Аристогитону в подражание древнегреческому поэту-лирику Анакреону, а уже потом перевод на русский язык сделал В. Я. Брюсов (1873-1924). 1. Под миртами меч я укрою в свой срок,Подобно героям старинным,Что в сердце тирану вонзили клинок,Возвращая свободу Афинам.
***
Лирическое отступление по поводу сколий
1. Под миртами меч я укрою в свой срок,Подобно героям старинным,Что в сердце тирану вонзили клинок,Возвращая свободу Афинам.
***
Но, вернемся к неизвестно откуда взявшемуся у меня описанию формата организации и проведения древнегреческого мероприятия - симпосия: "Прежде чем вечер закончится, будут заказаны различные игры, особенно «коттабус» (грея. κοτταβεῖον, соревнование на меткость), которая сейчас очень популярна. На вершине высокой подставки, похожей на канделябр, довольно изящно балансирует небольшое медное блюдце. Игроки сидят на значительном расстоянии с чашами для вина. Суть игры в том, чтобы ловко бросить немного вина в балансирующее блюдце так, чтобы оно издало чистый звенящий звук и перевернулось. Начинаются громкие крики, веселье и делаются небольшие ставки.

Cottabos player. Interior from an Attic red-figure kylix, ca. 510 BC. Greece.
"Соревнование в меткости усложнялось, когда на коттабий устанавливалась маленькая человеческая фигурка (греч. μάνης). Капли вина должны были попасть в голову фигурки и с шумом отрикошетить в чашу. Тогда верили, что удача в коттабе обеспечивала удачу в любви. Коттаб описан у Эсхила, Софокла, Эврипида, Аристофана и Антифана, которые и сами с удовольствием играли в эту игру".

Изображения мужчин, играющих в коттаб, часто встречаются в древнегреческой вазописи, а вот изображение гетеры, играющей в коттаб, очень редкое (в данном случае даже гротескное), хотя у женщин были свои сисситии и, возможно, симпосии.
"В то время как большинство компании предпочитает коттабус, двое, которые называют себя знатоками, просят принести игровую доску и вскоре с головой погружаются в игру "полис» (греч. рoleis), очень похожую на современные «шашки», в которую играют на доске, разделённой на множество квадратов. У каждого игрока по тридцать цветных камней, и цель состоит в том, чтобы окружить камни противника и захватить их. Некоторые из компании, однако, считают это слишком серьёзным занятием и, опробовав свои силы в игре коттабус, переключаются на неизменно развлекательную игру в кости (греч. ζαρι).

Эксекий, амфора с изображением Ахилла и Аякса,
играющих в кости, кабана и вепря, Вульчи, 540-30 гг. до н.э
![]() |
Cottabos player. Interior from an Attic red-figure kylix, ca. 510 BC. Greece. |

Эксекий, амфора с изображением Ахилла и Аякса, играющих в кости, кабана и вепря, Вульчи, 540-30 гг. до н.э |
Халкеи (греч. Χαλκεία) — первоначально это был праздник в честь Афины Эргани - "работницы и покровительницы керамики и ремесел", а потом уже Гефеста - "божественного кузнеца, который создал форму Вселенной и дворцы богов», и отмечался в последний день аттического месяца Пианепсион (октябрь/ноябрь).
Действительно, по началу этот праздник был общим для всех жителей Аттики, потому и назывался Πάνδημος, что означает в переводе с греческого «всеобщий», а еще — Ἐργάνεια, что означает «день работы». Но суть праздника от переименования никогда не менялась — то был праздник ремесел и первых ремесленников. По заведенной традиции все всячески восхваляли Афину Ергану и Гефеста, сочиняя в их честь дифирамбы и гимны, совершали жертвоприношения этим «искусным богам ремесел и труда, что даровали людям». Всё это говорит о том, что праздник то был не только в честь богов, но и впервые в истории отмечал «великое торжество искусств, ремёсел и труда самих людей».
В этот красный день аттического календаря торжественно устанавливали ткацкий станок в храме Аррифорион на Акрополе, где девочки или достойные работницы-ткачихи (греч. Ἐργαστίναι) должны были сделать пряжу и выткать пеплос для статуи Афины Полиас (покровительницы города) к очередному городскому празднику.

Амфора с изображением кузни. Аттика. Ок. 500–490 до н. э. Музей изящных искусств, Бостон.
Однако с IV века до н.э. в этом празднике стали участвовали только ремесленники и, в основном, рабочие по металлу - кузнецы и медники (греч. χαλκεις, χαλκός - медь), отсюда появилось новое название Халкия и славили уже только бога ремесел в храме Гефеста в Афинах. Как обычно, совершалось шествие ремесленников с корзинами, полными фруктов и других подношений богу Гефесту, а на ритуальном обеде употребляли в пищу принесенных в жертву животных.
Всё это говорит о том, что праздник то был не только в честь богов, но и впервые в истории отмечал «великое торжество искусств, ремёсел и труда самих людей».
![]() |
Амфора с изображением кузни. Аттика. Ок. 500–490 до н. э. Музей изящных искусств, Бостон. |
"Шестнадцатого числа месяца Маймацерион процессия во главе с трубачом, который трубил сигнал к битве, на рассвете прошла через центр города. За ней следовали повозки, нагруженные миртовыми ветвями и венками, чёрный бык и свободные юноши, которые несли сосуды с возлияниями в честь мёртвых. Ни одному рабу не было позволено участвовать в этом обряде. В конце процессии следовал архонт Платей, которому в другое время, во время его службы, не разрешалось прикасаться к оружию или носить что-либо, кроме белых одежд. Теперь же он был в пурпурной тунике, с мечом в руке и с урной, хранившейся для этого торжественного случая в государственном архиве (греч. γραμμαφυλάκιον). Когда процессия подошла к месту, где были похоронены греки, павшие при Платеях, архонт сначала омыл и помазал надгробия, а затем подвёл быка к костру и принёс его в жертву, молясь Зевсу и Гермесу Хтонию и приглашая храбрых воинов, павших при защите своей страны, принять участие в приготовленном для них пире. После этого, смешав чашу вина и налив себе, он говорит: «Я пью за тех, кто отдал свои жизни за свободу Греции». Эти торжественные обряды платейцы соблюдают и по сей день".
2. "Даже в наши дни каждые четыре года они проводят игры под названием «Элеутерии», в которых за бег предлагаются большие призы. Участники бегут в доспехах от алтаря за город где Трофей, который греки установили в честь битвы при Платеях, он находится примерно в пятнадцати стадиях от города".

3. "Сам город в то же время был объявлен священным и неприкосновенным до тех пор, пока его жители приносили ежегодные жертвы, которые тогда были учреждены в честь Греции. Каждые пять лет эти торжества отмечались военно-спортивными состязаниями - Аγὼν τῶν Ἐλευθερίων, в которых победители награждались венками (ἀγὼν γυμνικὸς στεφανίτης)".

Ксантика (греч. Xanthica) — это древний македонский ежегодный тоже военный праздник, проводившийся непосредственно перед весенним равноденствием в месяце Ксантикос (апрель по македонскому календарю). Во время праздника в честь Ксанфа — древнегреческого бога войны Ареса или бессмертного коня, принадлежащего герою Пелею и его сыну Ахиллу, по кличке Ксантос (не суть), приносили в жертву собаку (суку) и устраивали смотр войск — пехоты и всадников с полным вооружением, а также проводили торжественный обряд очищения — солдаты маршировали между двумя половинками принесенной в жертву собаки, при этом имитируя бой с противником, вовлекая так в свои ряды молоденьких эфебов, то было своеобразное принятие новобранцев.
Отмечу, что до сих пор идут споры среди историков по поводу названия праздника. Возможно, что он так назван в память героического поступка древнего города Ксантос, освобожденного когда-то македонским царем Филиппом 11 и его сыном - Александром.
"Персидская армия под командованием Арпагoса (Harpagos) вошла в долину Ксантоса и вступила в битву с его жителями. Ксантийцы сражались с легендарной храбростью против превосходящих сил персов. Они выдержали бесчисленное количество персидских атак, но в итоге были вынуждены отступить за стены своего города. Тогда они собрали своих женщин, детей, рабов и драгоценности в стенах крепости, и подожгли ее снизу и со стен, пока все не было разрушено пламенем. Воины Ксантоса бросились в свою последнюю атаку на персов, возвысив свои голоса в боевом кличе, пока последний мужчина Ксантоса не был убит. Уцелели только те ксантийцы, что оказались в других местах во время этой битвы. Впоследствии они вернулись и заново отстроили город." (Геродот)
Гимнопедия (греч. Γυμνοπαιδίαι — «нагие игры») — ежегодный также военный праздник, который отмечался исключительно в древней Спарте в разгар жаркого лета — в июле (первом месяце года по спартанскому календарю), возможно, поэтому он получил именно такое название: греческое слово γυμνος означает голый, где παιδίαι — дети. Праздник длился несколько дней, и посмотреть на него собиралось много народа.В мероприятиях праздника участвовали три поколения спартанцев (юноши, полные сил мужчины и старики) полностью обнаженные, которые исполняли танец под названием Corybantian dance (в шлеме и со щитом в диком воодушевлении) и пели хором, соревнуясь кто лучше исполнит. Руководители каждой хоровой группы носили головной убор, известный как "корона из перьев" или "тиреатическая корона". Эти короны были сделаны из пальмовых листьев и назывались "коронами из перьев" из-за сходства листьев с перьями.Считается, что праздник стали отмечать в 668 году до н. э. в честь победы спартанцев в битве при Тирее, со временем его приурочивали и к другим победам спартанцев. Но в первую очередь организовывали в честь Аполлона, Артемиды и Лето - богов, которые олицетворяли детство, из которого вскоре должны были "вырасти" юные участники праздника: стать эфебами или воинами. Павсаний описывает Гимнопедия как «праздник, к которому лакедемоняне (раннее название Спарты) относятся серьёзнее, чем к любому другому» (Павсаний, 3.11.9). Праздник был для спартанцев настолько важным, что "даже в самых критических обстоятельствах они не отменяли его" (Фукидид, V.82).
Еще один мужской праздник - Олимпийские игры, и многие думают, что это спортивный праздник древних греков, но это не так. Прежде всего, в то время это был большой религиозный праздник, лишь состоявший из спортивных состязаний, в которых действительно участвовали мужчины. Однако, были нюансы...

Женщинам дозволялось участвовать в гонках колесниц, известны даже их имена: Киниска из Спарты — первая олимпийская чемпионка среди женщин в гонках колесниц в 396 и 392 году до н.э.; Эврилеонида тоже из Спарты — вторая в истории женщина-победитель Олимпийских игр в 368 году до н.э.. Но есть нюансы... В античных Олимпийских играх победителями признавались владельцы упряжек, а не возничие. Об олимпийских играх вам подробно расскажет прекрасная Алиса, а я уж напишу о чем-то другом.
Лирическое отступление по поводу мужчин
Как я уже упоминала в начале данной статьи, мужчины с удовольствием посещали не только все свои сугубо мужские мероприятия, но и отмечали вместе со всеми государственные, религиозные, профессиональные, спортивные, культурно-развлекательные, мужские конкурсы красоты, в том числе, и прочие праздники, что имелись в ходу у тогдашних греков. Еще мужчины обязаны были совершать свои домашние или семейные ритуалы, обряды. И многие, если не все праздники сопровождались веселыми шествиями (греч. κωμος), обильными пирами, музыкой, песнями, танцами, соревнованиями, разнообразными играми и развлечениями, а также посещением бани с друзьями, переодеванием в необычные наряды и соблюдением необычных мистерий с распитием галлюциногенных напитков и прочее.

Напомню, что всего зарегистрированных в реестре лишь одного древнего города-государства, к примеру, в Афинах, праздников было около 120 штук. Вывод напрашивается сам собою: очень трудно жилось тогдашним мужчинам. Но был в Древней Греции один праздник... Праздник для отдыха от праздников...
***



Не допускались никакие другие праздники и не проводились никакие общинные заседания, собрания, сходки и прочее.
Комментарии
Отправить комментарий