Метеора или Афон в Крыму

С давних времен племена, населявшие Крым, использовали естественные преимущества ландшафта для обеспечения потребностей жизнедеятельности, обороны от врагов и совершения обрядов религиозного культа. По описаниям Страбона и Плиния, именно здесь обитали дикие троглодиты (в переводе с древнегреческого означает "жители пещер"), которых можно считать причастными к созданию дизайна подземного градостроительства (условно, конечно). Ходили-бродили здесь и греки, которых называют сейчас "понтийцы". 
"Традиция сооружения пещер существовала среди местного населения с ІІІ-ІІ тысячилетия до н.э. по XIX век н.э., причем, по мнению Бертье-Делагарда* и других исследователей, она никогда не прерывалась", как написано в известной W-летописи.
Первое обстоятельное описание пещерных городов Крыма составил в 1578 году Мартин Броневский, посол польского короля Стефана Батория. После турецкого завоевания эти города были разрушены и находились в упадке, да и письменных свидетельств об этих городах почти не осталось. Подробную информацию о пещерных городах можно встретить лишь у турецкого путешественника XVII века Эвлия Челеби. А вот первое научное исследование провел академик П. Паллас. Существует также шеститомное описание Крыма и Кавказа, сделанное швейцарским путешественником Дюбуа де Монтпере (включает богатый атлас рисунков пещерных городов). Выводом исследований многих ученых о значительной роли пещерных городов могут служить слова :
«...они сохранили в своих изолированных гнездах древние и своеобразные реликты прошлого — обломки человеческих рас, языков, старые хозяйственные формы, обычаи, быт, остатки растительного и животного мира».
История возникновения пещерных городов связана с миграцией оседлого населения с предгорья в горы после разорительного нашествия гуннов. Также в V–VI веке в горный Крым переместился и главный торговый путь, что вел на побережье Херсонеса (дргреч. "полуостров"). Так на пути следования торговых караванов выросли пещерные города. Местное население, естественно, побеспокоилось об обороне своих рубежей: создали «передовую линию укреплений» (из рассказов Прокопия Кесарийского), то есть дополнили пещерные города неприступными крепостями. А появление пещерных монастырей там же в VII–IX веке связано с бегством в Крым православных монахов из Малой Азии и Греции. Это случилось во времена иконоборчества, захвата и конфискации имущества христианских монастырей метрополии (вспомните Метеоры с монастырями на макушках высоких скал, выдолбленные в скалах пещеры, а также монастыри на священной горе Афон). Подобны им крымские пещерные христианские монастыри с оборонительными функциями, которые были оставлены когда-то их обитателями и которые сейчас активно восстанавливаются, - это Инкерманский, Успенский в Марьям-Дере, Шулдан(-Коба), Челтер-Коба, Качи-Кальон, Чилтер-Мармара, маленький Храм 3-х всадников в скале, а также воссозданный так называемый Бисерный храм (смотрите видео в конце статьи). 

Давайте совершим видео-экскурсии по этим необычным местам

Инкерманский Свято-Климентовский пещерный монастырь — мужской монастырь Симферопольской епархии Русской православной церкви, расположенный в Инкермане, пригороде Севастополя. Один из старейших пещерных монастырей Крыма.

Помещения монастыря высечены в скале и под скалой, а сверху на плато сохранились руины средневековой крепости Каламита, что входила в состав православного княжества Феодоро и защищала его. Время основания монастыря определяется историками неоднозначно: от VIII—IX до XIV—XV веков.

Обитель получила имя Святого Климента - римского епископа (папы с 92-го по 101-й год), которого император Траян за проповедь христианства сослал, как тогда считали, на край земли – в крымский античный Херсонес. В каменоломнях окрестностей Херсонеса и на территории нынешнего Инкермана, епископ вместе со своими учениками построил 75 храмов. Впоследствии он принял мученическую смерть и был причислен к лику святых.

Около 861 года мощи святого Климента были обретены святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием при участии херсонесского епископа Георгия блаженного и священников из константинопольского собора святой Софии. Мощи были внесены в один из Херсонесских храмов, и по молитвам святого Климента совершалось много чудес.

В настоящее время восстановлены большая часть храмов и келейные корпуса: две наземные церкви – Святой Троицы и Пантелеймона-Целителя, что находятся прямо у подножия Монастырской скалы. А также некоторые пещерные храмы  – Церковь во имя Мартина-Исповедника, Церковь во имя святого Апостола Андрея Первозданного и главный монастырский храм во имя Священномученика Климента с частицей мощей от честной главы св. сщмч. Климента, епископа Римского, апостола от 70-ти. В пещере находится и костница – небольшой склеп с остатками упокоенных в монастыре людей.  


Бахчисарайский Успенский скит или Свято-Успенский монастырь в Марьям-Дере — так называется узкая долина или ущелье в Бахчисарайском районе Крыма, ее длина около 2 км. Ее название означает «Ущелье Марии». На территории долины расположены памятники трёх различных религий — Свято-Успенский монастырь (христианство), азиз Гази Мансур (ислам) и караимское кладбище (караизм). 

Между прочим, в ходе археологических раскопок под руководством А. А. Формозова, проводимых с 1952 по 1956 год, в данной местности была обнаружена пещерная стоянка древних людей (сапиенсов), так называемая Старосельская стоянка позднего периода Мустьерской культуры (средний палеолит): нашли 109 склепов, 24 подбойные могилы и 2 грунтовых могильника. В самих могильниках были найдены предметы характерные для раннесредневековых могильников горного Крыма: серебряные и бронзовые пряжки, фибулы, височные кольца, разнообразные наборы бус, а также следы последующего периода -  известняковые надгробия, на которых были высечены кресты простой формы (караимское кладбище). 

Учёные расходятся в мнениях по вопросу основания Свято-Успенского монастыря. По одной версии, монастырь был основан византийскими монахами-иконопочитателями не позднее VIII века, избежал разгрома во время турецкого вторжения на полуостров и на какое-то время стал резиденцией митрополитов Готфских. По другой версии, его основание относится к XV веку (ее выдвинул А. Бертье-Делагард со ссылкой на ныне утраченные рукописи). Таким образом, с XV по XVIII век Успенский монастырь был главным оплотом религиозной жизни православного населения Крыма.

В 1778 году греческое православное население, спасаясь от преследования мусульман, с помощью митрополита Готского Игнатия (Газадини), архипастыря из Греции, ушло с полуострова на север с разрешения российской власти. В июне 1778,  забрав святыни - икону Божией Матери Бахчисарайской, а также чудотворную икону святой Анастасии Узорешительницы, христиане отправились в путь, а охраной мероприятия руководил не кто иной, как Александр Суворов. Более тридцати тысяч христиан покинули Крым. Икону Божией Матери, унесённую монахами, позже поместили в специально построенной для неё церкви Успения Богородицы на новом месте проживания: выходцы из греческой деревушки Мариамполь переселились в город, позднее известный как Мариуполь. За проявленные подвиг и мужество, императрица Екатерина II наградила святителя Игнатия наградой — «бриллиантовой панагией». 

С 1781 года монастырь действовал как приходская церковь, возглавляемая греческим священником. В 1850 году была возрождена монашеская община с учреждением Успенского пещерного скита. К началу XX века на территории монастыря было пять храмов: Успенский пещерный храм, пещерный храм евангелиста Марка, храм Константина и Елены, кладбищенский храм Георгия Победоносца, церковь святителя Иннокентия Иркутского. Кроме того, несколько братских корпусов, дом настоятеля, дома для паломников, устроены фонтаны и фруктовый сад, где в 1867 году была построена Гефсиманская часовня. В монастыре проживали более 60 человек монахов и послушников. Имелось подворье в городе Симферополе и киновия с церковью Святой Анастасии, находившаяся в долине реки Качи (рассказ о ней далее).
Киновия - обитель общежитского устава, одна из двух (наряду с отшельничеством) форм организации монашества. Всё необходимое — еду, одежду, обувь и прочее — монахи киновии получают от монастыря. Труд монахов киновии безвозмезден, результаты труда полностью принадлежат монастырю.
Титаническим трудом братия и прихожане восстанавливали святое место. Удалось отреставрировать Успенскую церковь, каменную лестницу, которая ведет на верхний ярус монастыря, возведена заново колокольня, на которой вскоре зазвонили колокола под золотыми куполами, была восстановлена удивительная наскальная роспись и проделано еще великое множество важной и очень тяжелой работы. И вот, как и в прежние времена, в монастырь тянутся паломники, чтобы поклониться и помолиться перед иконой Божией Матери Бахчисарайской.

На сегодняшний день в монастыре восстановлены уже три храма из пяти, что существовали ранее, вновь возведены корпуса с кельями, дом игумена, оборудован святой источник чистой питевой воды.


Монастырь Христа Спасителя на горе Шулдан -  пещерный монастырь в Крыму. Расположен вблизи современного села Терновка возле Севастополя. Название «Шулдан» переводится как «отдающий эхо», или «неприступное место». Сейчас здесь снова живут монахи.

Монастырь состоит из двух пещерных храмов и двадцати помещений культового и хозяйственного назначения, расположенных в два яруса. Он был основан в VIII веке монахами-иконопочитателями, беженцами из Византии, которые бежали оттуда в период борьбы с иконами императоров Византии из Исаврийской династии (Лев и Константин Копронимос). Скорее всего, они были монахами с Афона и имели опыт строительства монастырей в пещерах. 

Монахи, жившие в Шулдане, занимались виноградарством и виноделием. Монастырь действовал до XV—XVI веков, то есть к периоду установления власти Османской империи на крымских землях и гибели княжества Феодоро. В искусственных пещерах до сих пор сохранились фрески XII—XIII веков. Есть упоминание о монастыре, сделанное П. Палласом в труде «Наблюдения, сделанные во время путешествия по южным наместничествам Русского государства» от 1794 года, он пишет: 
…деревня Мармора, прежде населенная греками и теперь покинутая… …у скалы называемую Чаплак-кая, в уступе которой выдолблены кельи монахов, сходные с инкерманскими, известные здесь под названием Кара-коба, затем далее - под именем Шулдан… 

Пещерный монастырь Святого Феодора Стратилата на горе Челтер-Коба — мужской монастырь Симферопольской епархии Русской православной церкви расположен в Бахчисарайском районе в долине реки Бельбек, на расстоянии одного километра от села Большое Садовое. Это - еще один из древних пещерных монастырей Крыма. С октября 2015 года этот пещерный монастырь является объектом культурного наследия федерального значения.

Монастырь был основан предположительно в XIII—XIV веках (по другим данным — в VIII—IX веках) на северных рубежах княжества Феодоро, возле Сюйреньской крепости. Главный храм монастыря посвящён великомученику Феодору Стратилату: был разрушен в 1475 году, когда турки вторглись в Крым и захватили царство Феодоро.

Комплекс монастыря состоит из пещерного главного храма, отреставрированных келий и трапезной, соединённых между собой прорубленными в скальном монолите тропами (всего в монастыре насчитывается более 50 пещер, расположенных в четыре яруса).. На юг от монастырского комплекса находится святой источник, расположенный в начале долины Хор-хор, что в переводе с тюркского означает "бедствие" (из-за частых разрушительных селевых потоков с гор). Там совершаются церковные обряды и омовения паломников. 

С начала 2000-х годов в монастыре ведутся восстановительные работы, возобновлены богослужения в главном храме, восстановлена часть келий и звонница, процессе восстановления продолжается. Ведется сбор средств на строительство монастырского подворья во имя священномученика Парфения Кизилташского. 

Божьим промыслом в возрождающийся монастырь прибывают святыни, которых на сегодняшний день собрано немало.


Качи-Кальон — крымский средневековый пещерный город / монастырь, расположенный в долине реки Качи. Находится в скалах Внутренней горной гряды над дорогой Бахчисарай — Синапное, между сёлами Предущельным и Баштановкой Бахчисарайского района Крыма. Период существования приходится на VI—XVIII века. Объект входит в Бахчисарайский историко-культурный заповедник и является объектом культурного наследия федерального значения. Полное название объекта охраны - Ландшафтно-рекреационный парк регионального значения Республики Крым "Бахчисарай", пещерный монастырь "Качи-Кальон", VIII - конец XIX века.

Образование пещерного города или монастыря в Качи-Кальоне не имеет точной датировки. Предполагается, что это произошло в VIII веке. Сохранились высеченные греческие кресты в пещерах монастыря, характерные для того периода. В настоящее время монастырь полностью разрушен, не уцелели когда-то находившиеся там скит Святой Анастасии и храм св. мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. 

   

Почитание святой великомученицы Анастасии Узорешительницы в период VI-VIII веков из Константинополя распространяется на греческие острова, юг Италии, в Сицилию и на Кипр, в Сардинию и на Ближний Восток, появляются монастыри во имя этой святой и здесь. Монастырь был почитаем русскими царями как «храм Настасьи Христовы мученицы». По жалованной грамоте царя Бориса Годунова 1598 года церкви св. Анастасии выдавалась милостыня. Царь Михаил Фёдорович также оказывал денежную поддержку монастырю. 

После того, как население покинуло данную местность, монастырь опустел, постепенно приходила в упадок церковь и другие монастырские постройки. На официальном сайте обители утверждается, что монастырская жизнь в скиту была возобновлена в 1850 году архиепископом Иннокентием (Борисовым) и освящена 13 августа того же года. Осенью 1849 года архиепископ, после обращения протоиерея Михаила Родионова, подал в Святейший Синод «Записку о восстановлении древних святых мест по горам Крымским», где предлагает скитский вид монашества, как на самый целесообразный для Крыма, принятый на горе Афон и хорошо знакомый в России. 

Император Николай I собственноручно утвердил «Записку о восстановлении», в которой, в частности, утверждалось создание церкви вместо порушенного пещерного скита во имя св. Анастасии Узорешительницы. Что и было исполнено: была обустроена церковь Святой Анастасии. В документе под названием «Статистико-хронологическо-историческое описание Таврической епархии» симферопольского кафедрального протоиерея Михаила Кононовича Родионова от 1872 года написано следующее:
Здешние угодья принадлежат покойному помещику Я. А. Фицкаго, где устроена каменная 2-х-престольная домовая церковь во имя Св. Анастасии Узорешительницы и приписана к Бахчисарайскому Успенскому скиту, особых прихожан и причта не имеет, а служат в ней по временам Бахчисарайские иеромонахи из скита.

 

Епископ Гермоген в капитальном труде от 1887 года «Таврическая епархия» посвятил описанию возрожденной церкви целый абзац, в котором записал следующее:
Храм во имя св. великомученницы Анастасии, каменный, с деревянным куполом, довольно поместительный и светлый… Он был некогда домовой церковью землевладельца Хвицкого, а в 1851 году приписан к бахчисарайскому скиту… Тут же братские келии и фруктовый сад. …монашествующие и послушники занимаются хозяйством и садоводством.
После революции большевики монастырь закрыли, а в начале 30-х годов снесли все, что смогли, в том числе и новую церковь.Третье (как минимум) рождение монастыря святой Анастасии Узорешительницы произошло в 2005 году. Восстановлением обители занялся иеромонах Дорофей из Бахчисарайского Свято-Успенского мужского монастыря. В отличие от других пещерных монастырей, которые возродились на своих исторических местах, монастырь святой Анастасии Узорешительницы разместился поблизости, в ущелье за «крестовым» мысом Качи-Кальона. К слову, Качи-Кальон – это тюркско-армянский топоним, означающий «крестовый корабль». На «носу» этого «корабля» явно просматривается нерукотворный крест.

На этот раз храм называли Бисерным, потому что из-за повышенной влажности в рукотворной пещере росписи были бы недолговечны, потому украшать его стали бисером, превратив в уникальное произведение искусства.


Челтер-Мармара  —  расположен на обрыве горы Челтер-Кая, в полутора километрах на северо-запад от села Терновка на территории города Севастополя. Объект культурного наследия народов России федерального значения. Челтер в переводе с крымскотатарского — «решетка», «сетка», Мармара — название средневековой деревни, находившейся у подножия горы.

В историографии сведения о Челтер встречаются редко, тем не менее ему были посвящены отдельные, относительно подробные публикации. Первые сведения о монастыре были опубликованы А. Бертье-Делагардом в 1886 году, который отметил в нем более 56 сохранившихся и 30 порушенных помещений, расположенных в четыре яруса и 40 м. высотой : кельи, трапезная, хозяйственные и подсобные помещения, 3 храма и цасовня. В древности они соединялись деревянными лестницами, балкончиками, галереями, напоминавшими ажурную решётку (отсюда его название). Предполагают, что монастырь функционировал с XII—XIII веков до конца XV века.

Главным храмом во имя Преподобного Саввы Освященного исследователь посчитал большую естественную пещеру длиной более 30 м, в восточной части которой вырублена апсида. Он также подробно изучил церковь в третьем ярусе - во имя Святого Николая Чудотворца, аналог которой Бертье-Делагард видел в малом храме Шулдана и церкви скита возле ж/д станции Инкерман-1. Опубликовал он и сведения о третьем храме освещенном в честь Богородицы, что на четвёртом ярусе, правда, без архитектурных обмеров, а также он упомянул культовую пещеру в пятом ярусе, которую определил как маленькую часовню или жильё схимника. 

С 2007 года на территории монастыря живут монахи, сохраняется чудотворная икона святителя Саввы Сербского, на угодьях монастыря, кроме того, расположен Спасо-Преображенский скит Свято-Климентовского Инкерманского мужского монастыря.

 Дополнительная видео-экскурсия в храм 3-х Всадников 

Первые исследователи Крымского полуострова

Александр Львович Бертье-Делагард (1842-1920, крымчанин), российский археолог, историк, нумизмат, инженер-генерал-майор. Выдающийся исследователь Крыма. Вице-президент и фактический руководитель Одесского общества истории и древностей (1899—1919), член Московского археологического общества, Одесского отделения Русского технического общества, член-корреспондент Императорской Археологической комиссии, Таврической учёной архивной комиссии.

Мартин Броневский (известный также как Марцин Бронёвский,  I половина XVI века - начало XVII века) — польский дипломат, государственный деятель, историк, картограф, писатель и хроникёр. Во время Ливонской войны с Иваном Грозным в апреле 1578 был отправлен посланником к крымскому хану Мехмеду II Гераю в Крым. По результатам пребывания в Крыму составил описание посещенного им края. 

Сочинение это было напечатано на латинском языке впервые в 1595 году в Кельне под заглавием "Tartariae descriptio" ("Описание Тартарии"), которое считается первым описанием Крыма с информацией о его жителях. Замечательное по обстоятельному рассказу обо всем им виденном и слышанном. Второе издание вышло в Лейдене в 1630 году, в сборнике знаменитого типографа Эльзевира, под названием "Russia seu Moscovia, itemqve Tartaria".

Составленные им карты северного побережья Чёрного моря, также были уникальными для того времени и до сих пор считаются замечательным наследием картографии. Впоследствии «Описание Тартарии» несколько раз перепечатывалось и переводилось на разные языки, оно является одним из лучших источников по истории Крыма.

Эвлия Челеби (1611-1682) — османский путешественник, более 40 лет странствовавший по Османской империи и сопредельным государствам.

Сначала Челеби проезжал по территории Османской империи, затем посетил Кавказ, а после этого Австрию и Венгрию. В 1665 году он прибыл в Крым (Крымское ханство), где познакомился с крымским ханом Мехмедом IV Гераем (1641—1644, 1654—1666). 

Эвлия Челеби со свитой хана приехал в крепость Ор-Капы (Перекоп), откуда и начал своё путешествие по Крыму (1666—1667 годы). Он указывал, что в 1660 году крымские татары имели северную границу у крепости Ор-Капы, степь (Дикое поле) тоже принадлежала хану, но там кочевали ногайцы: адиль, шайдак, ормит. Они платили подать за выпас стад и доставляли в Крым масло, мёд, рогатый скот, овец, ягнят и ясырь (русских рабов). Покинув Крым, через земли донских казаков он поднялся вверх по Волге, находился в исторической Башкирии у хэшдэков (башкир) и якобы дошёл до Казани. 

Следующее путешествие Эвлия Челеби совершил во Фракию, Македонию, на остров Крит. После совершения хаджа — паломничества в Мекку — Эвлия Челеби отправился в Египет. Умер в 1682 году, в Каире.

Петр Симон Паллас (1741-1811) — немецкий и русский учёный-энциклопедист, естество­испытатель и путешественник на русской службе (1767—1810). Прославился научными экспедициями по Сибири и Южной России, внёс существенный вклад в становление и развитие биологии, географии, этнографии, геологии и филологии, является одним из основателей биогеографии и экологии. 

Фредерик Дюбуа де Монперё (1798-1850) — швейцарец французского происхождения, археолог, путешественник, этнограф, натуралист. В России известен главным образом благодаря предпринятому им в 1831—1834 годах путешествию в Крым и на Кавказ, результаты которого он изложил в шеститомном труде «Путешествие вокруг Кавказа у черкесов и абхазов, в Колхиде, Грузии, Армении и в Крыму» с приложением атласа, содержащего множество рисунков, чертежей и схем, сделанных автором во время его исследований.