Современный театр Кипра

Хорошо изучены сохранившиеся четыре античных театра эллинистической и римской эпох, расположены они в древних городах Саламис, Солы, Курион и Пафос. Ставили на этих сценах, конечно же, древнегреческие классические пьесы Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана. То было давно, а как обстоят дела сейчас? Современный театр на Кипре возник в конце 19 века, однако исследований театрального искусства этого периода очень мало.

Кто и когда создал современный театр Кипра

Первоначально кипрский театр основывался на традиционном Театре Теней, на спектаклях с главным героем Карайозисом, то есть на популярных формах импровизированной комедии, фарса и сатиры. Позднее он стал следовать моделям западного театра, и лишь во второй половине ХIX века появляются свидетельства самостоятельной профессиональной театральной деятельности на острове. 

В начале ставили в основном патриотические и романтические драмы: "Η Κυπρος και οι Ναιτοι", Γ. Σιβιτανιδης, 1869. "Πετρος Σογκλητικος", Θ. Θεοχαριδης, 1877. "Κουτσουκ Μεχμετ", Θ. Κωνσταντινιδης, 1884. Данную постановку ставили поочередно разные театры Кипра вплоть до 1950 года из-за патриотического содержания пьесы. Театральные представления ставила в 1875 году в Ларнаке труппа Иоанна Рамфу. - это пьесы "Χιος Δουλη", "Φραγκισκα εκ Ριμινιου".

Первая современная постановка состоялась в 1908 году в Фамагусте. То был спектакль "Родина или Силистрия" (Vatan Yahut Silistre) по произведению турецкого писателя Намыка Кемаля. Второй вехой в театральной жизни Кипра стала постановка "Ревю Рафиана" (Pafitiki Epitheorisi), поставленная в 1918 году в Пафосе братьями Сотиракисом и Костасом Маркидисами из Афин. В постановке явно чувствовалось влияние афинского ревю.  
Эти первые работы засвидетельствовали переход от отдельных любительских, самодеятельных выступлений по большим праздникам к профессиональному постановочному театру, требующему от актеров таланта и мастерства.

Вехой в истории театра на Кипре, несомненно, было строительство и открытие в 1913 году здание Театра Хаджипавлу в Лимасолеа также завершение в 1899 году строительства и открытие Театра Г. Пападопулоса в Никосии. По кипрским меркам грандиозного здания, возведённого "по образцу итальянских театров Европы" - "ιταλικου τυπου της Ευρωπης". К сожалению, в конце 60-х годов театр получил новое название Μελπω (др.греч. петь) и, не вынеся, видимо, такого унижения в том же году прекратил свое существование (шутка).
С обретением Кипром независимости в 60-х годах ХХ века был создан Национальный театр Кипра (ΘОК), у которого начался этап становления. Потому повысились художественные требования, и многие актёры занялись изучением актерского и сценического мастерства, так как "актерство" теперь позволяло зарабатывать на жизнь. 

Дальнейшее развитие современного кипрского театра 

Значительный вклад в дальнейшее развитие современного театрального искусства был сделан актером и режиссёром Владимиром Кафкаридисом с теми театральными труппами, которые он основал, и спектаклями, которые он поставил, претворяя в жизнь новаторские идеи и делая акцент на актёрское мастерство исполнителей. Что касается драматургии, то большую часть репертуара театров того времени составили пьесы этнографического характера, музыкальные комедии в народном стиле. Постепенно репертуар многих кипрских театров значительно расширился произведениями мировых классиков, и в этом есть заслуга Владимира Кафкаридиса.

Владимир Кафкаридис (1931-1983)


Владимир Кафкаридис, будучи еще в гимназии, стал заниматься в театральном кружке образовательного общества "Вознесение" в городке Паллуриотисса, где он родился и жил. На сцене профессионального театра играет с 1952 года: сначала - в "Кипрском Театре" Никоса Панделидиса, потом - в 1956 году в первом собственном театре "Объединенные Артисты". Там он начинает ставить пьесы этнографического характера на кипрском диалекте такие, как, например: "Ах, Мустафа!" на стихи Костаса Монтиса. Затем продолжает работать режиссером на сцене второго собственного театра под названием "Новый Театр", который он создал в 1959 году. 

С образованием Организации по развитию театрального искусства Кипра (ΟΘΑΚ) в 1961 году становится одним из его руководителей. Затем играет и ставит спектакли в "Театре РIК" (ненадолго отложив работу в собственном театре), а далее становится новым режиссером и актером Национального театра Кипра (ΘΟΚ), созданным в 1971 году в соответствии с правительственным заказом и государственным Указом:
"Для развития театрального искусства на Кипре, театрально-художественного воспитания зрителя, а также развития связей с театрами мира". 
Между прочим, Владимир Кафкаридис окончил Государственный институт театрального искусства в Москве и получил В.А./ М.А. по режиссерскому мастерству в 1967 году. Вернувшись на родину, организовал Драматическую школу "Станиславский". Написал книгу о театре и развитии театральной деятельности на территории Кипра "30 χρόνια ix Εισαγωγικά θέατρο. Μια ζωή αφιερωµένη στη θεατρική τέχνη", которая несомненно является "настольной книгой" для любителей театра и студентов театральных вузов.

В 1983 году он реанимировал и восстановил полностью свое детище -"Новый Театр". Но, к сожалению, скоропостижно умер в том же году, успев поставить на его сцене всего лишь 2 спектакля: "Αγαπη Νικητης" на стихи народного кипрского поэта  Павла Лиосивиса и "Прекрасная моя, Карверина", автора  Кики Пульхериу, для детей. 

После его смерти родственники, близкие друзья и актеры театра решили продолжить начатое им дело: и прежде всего назвали театр в его честь - "Новый Театр имени Владимира Кафкаридиса". Позднее (в 1986 году) театр был переименован и стал называться "Театр Сатиры". Большую поддержку оказал тогда президент Кипра Спирос Киприану (1932 - 2002), предоставив театру новое помещение в центре Никосии и выделив государственную субсидию (частному театру!).

Вклад актерской династии Кафкаридис

Справедливости ради нужно отметить, что весомый вклад в дело дальнейшего развития театра и театрального искусства на Кипре привнесли и родственники выше упомянутого мною актера, режиссера и театрального деятеля - целая актерская династия Кафкаридисов.


Мария Кафкариду (1946-2019) - жена Владимира Кафкаридиса, "актриса и соратница. Вместе с мужем играла на сцене "Нового Театра" с момента его основания, а также на сцене Национального театра Кипра вплоть до восстановления "Нового Театра имени Владимира Кафкаридиса" в 1983 году, а после, естественно, в Театре Сатиры. После смерти мужа она пыталась продолжить его дело, невзирая на экономические трудности"  (из некролога, выпущенного Театром Сатиры после ее смерти). 

Дело Владимира Кафкаридиса продолжает его дочь - Зена Кафкариду, став режиссером Театра сатиры после окончания Российского государственного института сценических искусств в Санкт-Петербурге.
***


Костас Кафкаридис родился в 1945 году в небольшом городке Паллуриотисса, окончил в 1964 году колледж Τερρα Σαντα в Никосии. С 1967 по 1972 год учился в Софийской Художественной Академии по специальности актер и сценарист. С 1973 года начал преподавать в средней школе и параллельно участвовал в постановках спектаклей (более 30 штук) на главной и молодежной сценах Театра ΘΟΚ. 

"В 1983 году вместе с братом Владимиром восстановили "Новый Театр" - вспоминает он. "Но в ноябре того же года Владимир умер, и нам пришлось принять на себя руководство театром. В 1987 году мы (члены семьи, близкие друзья и актеры) переименовали театр, дав ему новое название Театр Сатиры, нам пришлось покинуть старую сцену, что мы снимали в театре Σιαντεκλαιρ, и обосноваться в старом кинотеатре Βαρνακιδη, что в Строволосе (район Никосии). Там мы дали более 150 представлений. 

В 1992 году я организовал Драматическую Школу имени Владимира Кафкаридиса, получившую аккредитацию Министерства образования и культуры Кипра. С 2016 года там работают уже два факультета, на которых получают образование и дипломы студенты по специальностям: актерское мастерство (3 года обучения) и Β.Α. Πτυχιο Υποκριτικης (4 года обучения). И я преподавал там режиссуру и сценическое мастерство. 

Но в 2000 году ушел, чтобы заняться строительством Культурного центра имени Владимира Кафкаридиса на месте, которое нам предоставило правительство Спироса Киприану в районе Никосии под названием Агланджа. В 2009 году начал работу и Культурный Центр, где я стал управляющим."
***


Стелиос Кафкарилис - родился в 1941 году в Никосии, окончил Драматическую школу при Музыкальной академии Кипра Георгия Арванитакиса, а также Драматическую школу Театрального искусства в Афинах. Там его заметил видный греческий театральный режиссер Каролос Кун и пригасил в Театр Искусств (Афины), где он проработал с 1962 по 1969 год. Там он встретил и полюбил ведущую актрису театра Деспину Бемпедели, на которой женился. 

По возвращении на родину (Кипр) вместе с женой играл в Театре PIK (1969 - 1971), потом в театре ΘΟΚ (1971 - 1997). Кстати, его дочка - Марианна Кафкариду - тоже стала успешной актрисой.

Стелиос Кафкарилис является одним из соучредителей Театра Сатиры, его руководителем с 1997 года, режиссером и актером. Он также является руководителем Драматической школы имени Владимира Кафкаридиса, где преподает на факультете Актерское мастерство. Его деятельность на театральном поприще огромна, успешна и удостоена многих наград. 

Театр Сатиры - пример современного театра Кипра

Подводя итог всему вышеизложенному скажу, что кипрский Театр Сатиры - это современный профессиональный театр с широким, интересным репертуаром, который не уступает европейским театрам в сценическом мастерстве актеров, и является примером современного кипрского театра.


На сегодняшний день Театр Сатиры имеет 3 сцены: главная, молодежная и вспомогательная - репетиционная (размером 12 х 10 квадратных метров, зрительным залом на 400 мест в здании бывшего кинотеатра, которое превратилось в "театральные подмостки" для студентов, и за которую Театр платит арендную плату. 

Это первый и единственный частный театр, имеющий дотацию от государства, которую получает через Театральную организацию Кипра (ΘΟΚ). Например, в 2003 году государственная поддержка театра (субсидия) составила 129.000 кипрских фунтов. 

Культурного центра имени Владимира Кафкаридиса

В 2002 году, наконец, кипрское правительство, признавая и отдавая дань уважения заслугам Владимира Кафкаридиса в деле становления кипрского театра, а также усилиям родственников, актерам театра, соратникам и продолжателям его дела, которые более 19 лет ведут неустанную театральную деятельность, предоставило Театру Сатиры участок государственной земли для возведение Культурного центра имени Владимира Кафкаридиса. 

Расходы по строительству предположительно составили 1 млн. кипрских фунтов. Сам Театр Сатиры внес в фонд возведения Культурного Центра 100.000 к. ф., поступивших от сборов за различные мероприятия, переводов заинтересованных лиц и благотворителей. В реализацию данного проекта правительство вложило 500.000 к. ф. 

В Культурном Центре 2 сцены: главная - в виде амфитеатра для театральных постановок и показа кинофильмов на 500 мест, и молодежная - на 150 мест. В Центре располагаются также: театральный музей, Драматическая школа, библиотека, художественная галерея, кафетерий и прочее. В строительстве принимали активное участие волонтеры, которые за работу получали угощение и хорошее настроение. 


Труппа театра Культурного центра состоит из 12 профессиональных артистов, 3 штатных режиссеров, 2 штатных сценаристов, 3 управляющих и 4 сотрудников технического персонала. Театр также сотрудничает иногда и с приглашенными артистами, постановщиками, режиссерами, музыкантами, хореографами и др. 

Выезжает на гастроли за рубеж и дает спектакли в других городах Кипра: зимой - в закрытых помещениях, а летом – на открытых площадках, футбольных полях, во дворах школ и даже в древних амфитеатрах. как подарок для зрителей от Театра. 

Драматическая школа 

Театр сатиры организовал в 1992 году первую драматическую школу на Кипре, признанную Министерством образования и культуры Кипра. Это единственная подобная школа на всем острове, предоставляющая высшее образование молодым людям, которые выбрали профессию актера. Выпускники Драматической школы имени Владимира Кавкаридиса работают не только в стенах Театра Сатиры, но и в других театрах Кипра таких, как театр ΘΟΚ, ΕΝΑ, ΕΘΑΛ, ΣΚΑΛΑ, ΑΝΟΙΚΤΟ, ΑΝΕΜΩΝΑ, ΔΙΟΝΥΣΟΣ и др. 

Детская и взрослая театральные мастерские

С 2002 года работает Детская мастерская, основанная на идее воспитания зрителей «завтрашнего дня» под эгидой Драматической школы. В мастерской занимаются дети и подростки от 6 до 18 лет, отдельно проходят занятия для взрослых. Здесь можно научиться театральной игре, актерскому мастерству, импровизации и сценографии.

Репертуар Театра Сатиры

Главная отличительная черта постановок Театра Сатиры – это качество и одобрение публики. Репертуар театра обновляется на всех трех сценах каждый год: 7 спектаклей (3 – на главной, 3 – на вспомогательной-репетиционной, 1 – на молодежной), т. е. 220 спектаклей в год посещают 70-80 тысяч зрителей. Держателями сертификатов "Друг Театра" и "Спонсор Театра", то есть поклонниками Театра Сатиры считаются более 1.000 семей киприотов. Спектакли театра посещают 80.000 зрителей каждый год

В репертуаре театра преобладают постановки греческих, кипрских и мировых драматургов -  классиков и современников. Например, в репертуаре осенне-зимнего сезона 1990-1991 годов прочное место заняла новая постановка - "Хищники" А. Писемского. Режиссер-постановщик этого спектакля - заслуженный деятель искусств РСФСР, режиссер Малого театра В. Бейлис, выезжавший на Кипр по приглашению руководства Театра Сатиры. Спектакль был показан с успехом и в Москве.

Огромен вклад Театра в развитие театрального искусства по всему миру: Театр способствует театральной централизации, продвижению кипрских театральных произведений, обеспечивает предоставление качественного "современного театрального зрелища" взрослым и детям на молодежной сцене с такими спектаклями, как: 
  • "Отверженные" - В. Гюго ( 120 представлений 50 тыс. зрителей рекорд театра) 
  •  "Дон Кихот" - Сервантеса 
  •  "Оливер Твист" - Диккенса 
  •  "Собор Парижской Богоматери" - В. Гюго 
  •  "Красавица и чудовище" - братьев Гримм 
  •  "Три мушкетера" - Ал. Дюма 
  •  "Одиссей" - Ксении Калогеропулу и другие. 
На главной сцене Театра были поставлены за 20 лет работы более 80 спектаклей мирового репертуара, а также греческого и кипрского. Например, такие постановки, как: 
  •  "Aλεξης Zορδας" - Никоса Казандзакиса 
  •  "Κλεψε λιγοτερο" - Дарио Фо 
  •  "Джорж Даден" - Мольера 
  •  "Смерть Торговца", "Высоко над мостом" - Артура Миллера 
  •  "Гвоздика на груди" – Т. Ульямса 
  •  "Ахαρνης", "Λυσιστρατης" - Аристофана 
  •  "Двор Чудес" - Якова Камбанелли 
  •  "Кто боится Вирджинии Вульф" - Е. Альбу 
  •  "Лулу" - Ф. Вендекинд 
  •  "Скрипач на крыше" - П. Штайна 
  •  "Гарольд и Монд Хигинс 
  •  "Король Лир" - У. Шекспир 
  •  "Πατουχας" - Кондилаки 
  •  "Lηδρας Rηγαινις" - Андреас Кукидис 
  •  "Манна курагио" - Брехта и другие. 

Самая популярная постановка за все время 

Невероятно популярным спектаклем режиссера Владимира Кафкаридиса стала постановка "Νασρεντίν Χότζας" в 1968 году на сцене Музыкального театра (или Нового Театра) Герасима Ставру. В нем было задействовано 37 актеров, живая лошадь и осел. Спектакль выдержал 118 представлений и имел грандиозный успех у публики, которая не уставая смотрела его по нескольку раз подряд. Известный критик того времени Ιακωβος Ρωσσιδης написал "смотрели с удовольствием даже турки-киприоты". 

Гастроли Театра Сатиры за пределами Кипра

Театр Сатиры приобрел тысячи поклонников и друзей вне Кипра. Регулярно он дает представления за рубежом и для соотечественников, проживающих в разных странах мира. Театр гастролировал по городам Австралии (Сидней, Мельбурн, Камберра, Аделаида), Великобритании, Греции, Болгарии, Украины, России. А также Театр Сатиры сам приглашал на Кипр театры из других стран. Он имеет давние связи с турко-кипрским театром «Μπελετιε Τεατροσου» в Никосии, которому предоставляет свою сцену и с которым поставил несколько успешных постановок. 
Современный кипрский театр ведет серьезную и успешную просветительскую, образовательную, социальную работу по развитию, обучению, сплочению и объединению разных людей при помощи соответствующего мирового репертуара в исполнении талантливых актеров, режиссеров и служащих сцены под крышей театра. 

Комментарии

Отправить комментарий