Театр Теней или Карайозис (означает "черноглазый") - это имя веселого и озорного главного героя многочисленных пьес. Так же называется и вид представлений, что многие годы является любимым развлечением взрослых и детей на Кипре, и который почти что исчез после появления кино, телерадиовещания и изобретения всевозможных гаджетов.
История появления театра Теней на Кипре

Театр Теней (греч. Θέατρο Σκιών) в том виде, в каком мы видим его сейчас, попал на Кипр давным-давно и, несомненно, имеет турецкие и греческие корни при том одновременно. Как утверждает в своем исследовании «Η τεχνη του Καραγκιοζη στην Κυπρο και τα απομνημονευματα του Χριστοδουλου Παφιου» д-р К. Г. Янгуллис:
«Искусство Карайозиса пришло на Кипр из Греции в начале 20 века двумя путями: с греками, исполнителями Карайозиса, которые приезжали на Кипр и давали представления в городах и деревнях, наряду с главным героем кукольного театра Фасулисом, Пасхалисом и фокусниками; и с киприотами, которые научились искусству Карайозиса у мастеров Греции».
"Приезжали мастера Карайозиса также из Турции, но их представления сильно отличались от греческих: в них частенько можно было услышать сквернословие, преобладали кровожадные сюжеты, а главный герой иногда имел огромный фаллос. Кроме того, у турецкого театра был меньший размер экрана, начинались они всегда с восхваления султана, звучали на турецком языке, да и давались преимущественно в районах с наибольшим проживанием турок-киприотов. Справедливости ради надо отметить, что имелись и турецкие мастера-исполнители Карайозиса, которые давали представления на греческом языке и с греческими героями, но их было мало".
Одним из первых греков-исполнителей Карайозиса, приехавшим на Кипр, был Герасимос Кефаллонитис, которого считают «отцом кипрского Карайозиса». Он поселился в Лимасоле и стал давать регулярные представления с 1906 года, создал семью, выступал со спектаклями в течение 30 лет, и умер в 1936 году в возрасте более 80 лет.
По словам Агни Михаилиду: «Греческие исполнители Карайозиса приезжали на Кипр с конца 19 века, среди них - Герасимос, который поселился со своей «картонной труппой» на улице Пендадромос, не так далеко от заведения (места работы) под названием «παραγκα του Ρουσου». А потом устроился в загородном центре Μорфитиса, в районе под названием "Κομμισαριατο"*. Таким образом, посетители (в основном, британские военнослужащие) могли наслаждаться кофе и одновременно смотреть представления».
Потом Герасимос перенес свою «сцену» (матерчатый экран) и немногочисленный скарб (декорации, фигуры и др.) поближе к Муниципальному парку Лимассола, а именно: в кофейню под названием «Φαληρо», больше известною в народе под другим названием - «Лечебница меланхолии».
Именно о нем пишет в своих воспоминаниях известный исполнитель Карайозиса Христодулос Пафиос: «Когда мне было 8 лет, в нашей деревне появился некий Герасимос - мастер Карайозиса. Грек из Кефалонии, как я потом узнал».
Однако Б. Петридис (другой исполнитель Карайозиса) утверждает что: «Герасимос прибыл на Кипр чуть позже другого греческого мастера - Хариолаоса Петропулоса, из города Эгио, который приезжал на Кипр в 1910 году и давал представления как турецкие, так и греческие. И с популярным у греков и киприотов героем Кацандонисом** тоже. (предводитель клефтов (греч. κλεφτες); ими становились люди, желающие сохранить свою идентичность, православную веру и свободу). Именно тогда в Никосии впервые увидели Театр теней. В 1911 году он приезжал вновь, выступал в кофейне под названием «Акрополь», билет на представление стоил тогда всего 5 грошей. В 1912 году он порадовал публику в очередной раз».
«Превосходный исполнитель с харизмой» - так написал о нем известный и почитаемый мастер Сотирис Спатарис. «Он первым изобрел, как играть Карайозиса на двух экранах. Он такой один на всю Македонию».
Известны имена и других греков-исполнителей Карайозиса, что приезжали на Кипр и оставались. Это, например, Андреас Сулиотис. До 1922 года он проживал в Агио Сергио, Фамагуста, но пошел служить в греческую армию добровольцем и погиб на греческой Малоазиатской войне. Никос Циттурис, с острова Самос, жил и давал представления на Кипре, где умер в 1920 году. А также Никос Смирниос. Вот что о нем вспоминает Пафиос: «В то время (приблизительно в 1923 году) выступал Никос Смирниос в «Акрополе», что возле рынка Агиу Антониу … один вечер играл Карайозиса, другой – Фасулиса». Еще приезжал Антонис Агиомавритис в 1928 году, Антонис Зинелис - в 1935 году, и сама знаменитость - Сотирис Спатарис с сыном Евгением - в 1953 году, и др.
Кипрские мастера-исполнители Карайозиса
Среди первых киприотов - исполнителей Карайозиса необходимо отметить, конечно же, Афинодороса Онуфриу (Георгиадис) из деревни Омодос, он тоже начал показывать спектакли на сюжеты, преимущественно, исторические примерно в 1919 или 1920 году, научившись этому искусству в Греции, где был солдатом-добровольцем во время балканских войн.
Были и турки-киприоты исполнители Карайозиса, например, Хасан Карапеция из деревни Полис Хрисохус, который давал представления и на греческом языке. К. Г. Янгуллис упоминает в своей книге "Το θεατρο Σκιων της Κυπρου" о других двух турках-исполнителях Карайозиса: «Тжемаль Ариф давал представления в Никосии в 1942-1943 годах, и еще Кара Мустафас из деревни Дали».
Профессия мастер-исполнитель Карайозиса

Профессия мастера-исполнителя Карайозиса была и остается достаточно трудной. Постоянные перемещения, радость и огорчения от исполнения пьесы или отклика публики. Кроме того, исполнитель спектаклей должен был иметь определенные навыки и талант: уметь изготавливать фигуры, ремонтировать реквизит, придумывать новые сюжеты, озвучивать на разные голоса героев своих спектаклей, петь, имитировать различные звуки и шумы, заучивать наизусть тексты, которые мог видоизменить по ходу дела, подстраиваясь под вкусы конкретной публики. Стал классическим случай, когда был изменен заключительный эпизод в спектакле «Атанасиос Диакос», где главное действующее лиц, не только не умирает в финале, но и побеждает всех своих врагов на радость публике, пожелавшей этого.
В начале киприоты-исполнители Карайозиса представляли произведения своих греческих коллег, потому как те можно было достать в распечатанном виде (особенно после 1924 года с волной греческих беженцев). Позднее они создали собственные произведения: их вдохновляла история Кипра, его люди и обычаи.
Спектакли Карайозиса нравились киприотам: они до отказа заполняли помещения кофеен, где их обыкновенно ставили. То был замечательный вид отдыха и развлечения, в котором непременным условием было отсутствие противоречащих морали слов и намеков и, кроме того, эти спектакли производили особенно большое впечатление на детей.
Детвора в каждой деревне или в городском квартале подражала исполнителям Карайозиса и их искусству и, как правило, создавала свои собственные фигурки героев и устраивала «представления» на свой лад.
Расцвет Театра теней на Кипре
Примерно 20 лет (с 1920 по 1940 годы) кипрский Театр теней, в целом, и кипрские исполнители Карайозиса находились на пике славы и успеха: они исходили пешком практически весь остров, выступая в деревнях и в городах, где-то задерживаясь на более продолжительное время.
Обычно те путешествовали со всем своим реквизитом, помещавшимся в одном или двух чемоданах. Когда они приходили в деревню, то обычно договаривались с владельцем кофейни об одном или нескольких представлениях. Они сами готовили место для показа и заботились о рекламе своего выступления. Вечером они давали представление за небольшое вознаграждение. Иногда зрители оплачивали конкретно стоимость билета, а иногда платили, кто сколько может. Бывало и так, что постановщик спектакля обходил с подносом зрителей во время антракта. После спектакля он становился гостем деревни, ночевал в кофейне, а на следующий день, собрав чемоданы, отправлялся в следующее село или город.
Технический прогресс и, особенно, появление кинематографа, телевидения, компьютеров и прочих электронных гаджетов привел к снижению интереса к этому виду искусства. Однако есть понимание необходимости возрождения театра Теней.
Доказательством этому может служить первый Международный фестиваль Театра теней, т. е. Карайозиса, который состоялся в городе Патры в Греции. В нем участвовали мастера-исполнители из Китая, Израиля, Индонезии, Турции, Филиппин, Кипра и других стран. В рамках фестиваля проводились семинары исследователей, мастер-классы от исполнителей Карайозиса. Каждый вечер в старой крепости города проходили представления.

Георгий Идалиас
Например, Георгий Идалиас, следуя по стопам своего отца, Андреаса Идалиаса – знаменитого мастера-исполнителя Карайозиса, занимается уже многие годы возрождением Театра теней. Георгий Идалиас родился в 1939 году в Лефке. С 6 лет начал помогать отцу; изображал Коллитириса (старший из трех сыновей Карайозиса). С 1980 года – он уже коллега отца, а с 1984 года – мастер Карайозиса. Сейчас Георгий пишет сценарии и делает фигуры героев для своих спектаклей, в этом деле ему помогают уже его внуки. Он говорит: «Моим детям и, особенно, внукам нравится Театр теней. Надеюсь, пока существует семья Идалиас, будет существовать и Театр теней. Репертуар театра обширен. Мы ставим традиционные спектакли, поставленные еще греческими мастерами Карайозиса, спектакли моего отца и мои собственные: «Карайозис депутат», «Карайозис президент», «Мечты Карайозиса». Планов множество. Это участие в фестивалях: в городе Агия-Напа, в фестивале «Афамия» в деревне Килани (район Лимасола) и других».

Христудолос Пафиос
Христудолос Пафиос – еще один замечательный мастер-исполнитель Карайозиса, он же сын Ахиллеаса Пафиоса (1928-1987) и внук знаменитого Христодулуса Пафиоса (1904-1987). В 1982 году он тоже начал заниматься изготовлением фигур, а с 1995 года давать представления, развлекая детей и взрослых.
Любовь к Театру теней подтолкнула Христодулоса к мысли о создании ассоциации «Друзья театра теней» в Никосии, где бы находилась не только постоянная сцена для постановки спектаклей, но и экспозиция или даже музей с множеством старых и новых фигур героев, сделанных им самим, его отцом и дедом.
Своей мечтой он поделился с такими же увлеченными и известными в этой области мастерами-исполнителями Карайозиса, как: Сотирис Спафарис, Панос Капитанидис, Яннарос (настоящее имя Яннис Мурелатос), Цихлас Манфос, Вангос Корфиатис, которые согласились сотрудничать. Так, двери музея открылись и всегда открыты для посетителей по адресу: Ακταίωνος 12, Παλλουριώτισσα, 1040 Λευκωσία .
В 21 веке наличие такого музея важно, так как это единственный имеющийся способ сохранить национальное культурное наследие. Главная задача такого музея – не просто держать экспонаты в витринах, но всячески поддерживать жизнедеятельность Карайозиса, организовывая передвижные выставки и спектакли; переезжать из деревни в деревню, из города в город, из страны в страну, демонстрируя культурную преемственность и связь народов мира.
В 2007 году прошло торжественное открытие выставки искусства Карайозиса, которая после торжеств заняла постоянное место в экспозиции Музея Народных ремесел Кипра.
Лена Спану

Для сохранения национального достояния и поддержания интереса к Театру теней у населения Кипра много сделала на тот момент единственная женщина-исполнительница Карайозиса – Лена Спану. Она организовала сначала Детскую театральную студию, где ставила спектакли о Карайозисе вместе детьми и участвовала в разных детских фестивалях. По ее словам «она училась 2 года, прежде чем дала свой 1-й самостоятельный спектакль в 1995 году». У Лены Спану диплом режиссера.
Наконец, в 2016 году театр Теней получил статус Нематериального Национального наследия Кипра.
--------------------------------------------------------------------
* Кипрские мастера-исполнители Карайозиса (извините, если кого пропустила):
1. Георгий Фемистоклис (1910-1965) из Контеа, район Фамагусты
2. Ζινελής Αντώνης Μνημονεύεται (από τον Ανδρέα Ιδαλία) ως ένας Ελλαδίτης καραγκιοζοπαίχτης, ο οποίος δραστηριοποιήθηκε καλλιτεχνικά στην Κύπρο στα μέσα της δεκαετίας του 1930 (με συγκεκριμένη αναφορά για παράσταση Καραγκιόζη του Ζινελή το έτος 1935 στο κέντρο «Άλπεις»). Κατά τον Κωνσταντίνο Γιαγκουλλή όμως, η ανωτέρω πληροφορία δεν είναι διασταυρωμένη, ενώ ο ίδιος ερευνητής εικάζει ότι ενδεχομένως το όνομα «Ζινελής» να παραπέμπει σε όνομα τουρκοκύπριου καραγκιοζοπαίχτη και συγκεκριμένα στον Huseyin Aynali.
3. Θεμιστοκλέους Ευθύμιος (Θυμής) (1919-1992) Καταγόταν από την Κακοπετριά. Ιδαλίας Ανδρέας (1917-1996) Καταγόταν από την Λευκωσία
4. Ιδαλίας Γιώργος Γεννήθηκε στην Λεύκα.
5. Ιωάννου Νίκος (1904-1985) Καταγόταν από το Λιμνάτι Λεμεσού
6. Καραβιώτης Νικήτας Μνημονεύεται στα Απομνημονεύματα του Χριστόδουλου Αντωνιάδη, ο οποίος αναφέρει ότι (γύρω στα 1925) «περνώντας από την Λευκωσίαν, έμαθα πως παίζει στου Καραβιώτη, έναντι του Δημαρχείου, ο Νικήτας ο Καραβιώτης». Η ανωτέρω διήγηση οδηγεί στην εικασία ότι ο Καραβιώτης είχε μαθητεύσει μάλλον σε Ελλαδίτη καραγκιοζοπαίχτη και όχι σε Κύπριο, γιατί (σύμφωνα με τον Κωνσταντίνο Γιαγκουλλή) «ήταν πολύ παλιός, για να μάθει την τέχνη από Κύπριο».
7. Κεφαλλονίτης Γεράσιμος ή Κωνσταντόπουλος (1857-1936 ή 1937) Καταγόταν από την Κεφαλονιά.
8. Κισσονέργης Ιωάννης ή Μούζος (1914-1993) Καταγόταν από την Κισσόνεργα Πάφου.
9. Κοκωνάς Αντώνης (1920-1983) Καταγόταν από την Ευρύχου.
10. Κωνσταντίνου Κωστάκης (1910-2000) Καταγόταν από την Τεμπριά
11. Μαριδάκης Δ. Συγκαταλέγεται στους Ελλαδίτες κουκλοπαίχτες-ανδρεικελοπαίχτες, οι οποίοι (εκτός από το κουκλοθέατρο) «κατείχαν» ενδεχομένως και εξασκούσαν επίσης και την τέχνη του Θεάτρου Σκιών. Δραστηριοποιήθηκε καλλιτεχνικά στην Κύπρο από τα τέλη του 19ου αιώνα και εξής.
12. Μαυροθαλασσίτης Κώστας (1903-1963) Καταγόταν από την Λεμεσό.
13. Νικολάου Στέλιος (1917-1983) Καταγόταν από την Γεροσκήπου
14. Ορφανίδης Μιχάλης Γεννήθηκε στον Κάμπο
15. Παής Εγγλέζου Χρήστος (1917-1996) Καταγόταν από τον Άγιο Δομέτιο Λευκωσίας.
16. Πετροθαλασσίτης Μνημονεύεται ως Ελλαδίτης καραγκιοζοπαίχτης που έδωσε παράσταση στην Κύπρο, το έτος 1945, και ο οποίος μάλλον δεν πρέπει να ταυτίζεται με τον Κώστα Μαυροθαλασσίτη.
17. Σμυρνιός Νίκος Καταγόταν πιθανότατα από την Σμύρνη
18. Σουλιώτης Ανδρέας (;-1922) Ήταν
19. Τσέλιγκας Παναγιώτης (1914-1997) Καταγόταν από την Πενταλιά της Πάφου.
20. Τσιλλαρίας Κώστας (1921-1988) Καταγόταν από τον Άγιο Δομέτιο.
21. Παπακώστας Νίκος (1904-1970) вароши
22. Παπλωματάς Σοφοκλέους Κώστας (;-1974) Καταγόταν από την Γεράσα Λεμεσού
23. Παράσχος Γεννήθηκε περίπου στα 1920.
24. Πάφιος (Αντωνίου) Χριστόδουλος Πάφιος Αχιλλέας (1928-1987) Καταγόταν από την Χλώρακα Πάφου. Ήταν γιος και μαθητής του Χριστόδουλου Πάφιου. Ο ίδιος διηγείται ότι «από δώδεκα ετών πρωτάρχισα να πηγαίνω με τον πατέρα μου Πάφιο στις διάφορες παραστάσεις που έδινε και τον βοηθούσα στην σκηνή μέσα, για την αποπεράτωση της παραστάσεως. Σε τόσες παραστάσεις πήγα και βοηθούσα τον πατέρα μου, έτσι ώστε να μάθω την τέχνη αυτή». Τα τέσσερα από τα παιδιά του Αχιλλέα Πάφιου ασχολήθηκαν με το Θέατρο Σκιών: ο Κώστας (λιγότερο), περισσότερο ο Αναστάσιος (1951-2006) και κυρίως ο Χρήστος και ο Γιάννης.
25. Πάφιος Νέαρχος (1906-1964) Καταγόταν από την Νατά της Πάφου
26. Христос Пафиос Γεννήθηκε στην Χλώρακα της Πάφου
27. Τσιτούρης Νίκος (;-περίπου 1920) Καταγόταν από την Σάμο
28. Χαραλάμπους Ουλής Ιουλιανός (1904-1982) Καταγόταν από το
29. Χαραλάμπους Χαράλαμπος Χατζηγεωργίου Αγαθοκλής Γεννημένος στην Πάφο,
30. Χατζηττοφής Λαουτάρης Γιώργος (1901-1965) Καταγόταν από την Λευκωσία.
31. Χατζηττοφής Λαουτάρης Τάκης (1927-2014) Γεννήθηκε στην Λευκωσία.
Комментарии
Отправить комментарий