В Греции где ни капни, везде можно найти что-то интересное с точки зрения археологии. Я об этом уже где-то говорила. Простите. Так вот в одном из районов Афин под названием Халандри обнаружили ценные артефакты, что опять свидетельствуют о славном прошлом народа некогда населявшего эту солнечную и благодатную страну и этот район, в частности..
Район богат находками археологии
Немного истории
Не буду вас утомлять долгим и подробным переводом информации с греческого, а просто процитирую лаконичную историю данного района из Википедии. Там говорится, что согласно источникам, данная область Аттики заселена с очень древних времен и находится на месте еще более древнего демоса с названием Флия. Территория древнего демоса тогда занимала территорию современного района Халандри, распространялась дальше на территорию Врилисии, Айия-Параскеви, Холаргос и охватывала пригороды".
Лексикограф Исихий Александрийский (жил около V век н.э.) сообщает в составленным им словаре греческого языка, что «φλεῖ - γέμει, εὐκαρπεῖ, πολυκαρπεῖ» означает "флеи - изобилует плодами, наполнен множеством плодов». То есть название древнегреческого демоса Флия расшифровывается как "достаточно плодоносная земля, богатая растительностью". Есть и мифологическое обоснование происхождения данного названия от имени бога Диониса, которого как только не называли, например: Флион или Флей. Нынешнее название района "Халандри" восходит, вероятно, к средневековому или османскому периоду, то есть "по имени турецкого крупного землевладельца Хала-бея". По другой версии, название восходит к византийскому периоду и означает "ложе, кровать, монашескую спальню или хижину".
Древний Флия

Действительно, область Флия была населена уже в бронзовый век (2600—2000 до н. э.) и позднеэлладский период (1550—1100 до н. э.). В классический период из Флии происходил род Еврипида и род Ликомиды, к которому принадлежал знаменитый Фемистокл.
В римский и раннехристианский периоды Флия, как и вся Аттика, была неоднократно разграблена и опустошена. Христианство начало преобладать во Флии при Юстиниане I, который стремился к искоренению язычества. В византийский и османский периоды нет сообщений о данной области, вероятно, она переживала долгий период опустошения, как и находившиеся в упадке Афины, в которых в то время проживало около 8 тысяч жителей.
Впервые изображение этого района появилось на карте в 1883 году в сборнике "Карты Аттики" (лист VI), что составляли немецкий топограф-картограф Иоганн Кауперт и археолог-историк Эрнест Куртиус (Курций) в период с 1875 по 1894 год.
Современный Халандри
В начале XX века этот район, известный уже под названием Халандри, представлял собой небольшое село. Афиняне начинают стоить здесь загородные дома. Климат считается сухим и здоровым, поблизости находился сосновый лес. Популярное место летнего и воскресного отдыха. Здесь находились и находятся, между прочим, гостиницы, дома отдыха, кафе, бары, рестораны, кинотеатры, театры и другие увеселительные заведения для жителей и туристов. В конце 1920-х годов ежедневно ходил поезд по линии Афины — Лаврион, в начале 1920-х годов — первый автобус, который к концу 1920-х годов сменили автомобили британской компании Power and Traction Finance Ltd.
После малоазийской катастрофы 1922 года вдоль железнодорожной линии на землях, принадлежащих монастырю Пендели, был основан беженский посёлок, первоначально состоящий из лачуг и палаток. 60—70 семей переехали и основали посёлок, позже названный Неон-Психикон. Ко Второй мировой войне село превращается в город.
Примерно в конце 1970-х годов город стремительно растёт за счёт жителей, переселяющихся из центра Афин в пригороды. Именно тогда при активном строительстве недвижимости во время проведения обязательных по закону исследовательских раскопок, стали находить еще больше древнегреческих артефактов. На данной карте (ниже) все исторические места и археологические находки обозначены усилиями работников мэрии района.
Археологические находки

1. Начать нужно, как мне кажется, с упоминания о древней дороге, которая отождествляется с так называемой "каменной дорогой" (греч. η οδος της Λιθαγωγίας), которая вела в стародавние времена из каменоломен в горах Пентели в центральную Аттику и служила для транспортировки мрамора, с помощью которого были построены те памятники на Акрополе. Во время прокладки проспекта Пенделис и обнаружили часть той дороги размером: 19, 79 метров в длину и 3,30 метров в ширину. Небольшой кусок древней дороги открылся и при прокладке станции метро "Халандри".

2. Кроме того, в Халандри нашли фрагмент надгробия (около 400 до н.э.) с изображением иппомахии (греч. ιππομαχια). На котором изначально были изображены 2 человеческие фигуры: один всадник победоносно сидит на лошади и поднимает ее над поверженным врагом, в руках которого кинжал которым он защищается. Верхнюю часть украшала выгравированная надпись на древнегреческом языке "...ΕΤΑΡΟΙ ΔΕ ΤΕ ΠΑΝΤΕΣ Ι>ΣΑΣΙΝ/ ΚΑΙ ΠΑΤΡΙΣ ΩΣ ΠΟΛΛΟ<Υ>Σ ΩΛΕΣΑ ΔΥΣΜΕ<ΝΕΩΝ/ ΥΜΕΙΣ Δ‘ Ω ΠΑΡΙΟΝΤΕΣ ΕΝΙ ΞΕΙΝΟΙΣΙ ΓΕΝΕ>ΣΘΕ/ΜΑΡΤΥΡΕΣ, ΟΣΣ‘ΑΡΕΤΗΣ ΣΤΗΣΑ ΤΡΟΠΑΙΑ ΜΑ<ΧΗΣ>/...ΥΛΟΣ ΦΛΥΕΥΣ".

Этот фрагмент надгробия похож на тот, что находится в музее некрополя Керамикос, под названием Dexileos (примерно конец 5 века н.э.). По всей видимости, надгробия с подобным рисунком были типичны для установления над могилами воинов, что с честью выполнили свой долг перед Родиной. Данный артефакт был найден и подарен в 1845 году немецким археологом - Людвигом Россом, "Старому Музею" в Берлине.
3.Пенделийского мрамора "гермаическая" колонна (142-143 н.э.), размером 2,29 метров в высоту и 0,31 метров в ширину. На лицевой стороне надпись упоминает некогда "проректора" Кл(авдиуса) Хрисиппа Дамасийского из Флиас. На узкой левой стороне колонны находится еще одна надпись с именами тех учеников, которые внесли свой вклад в возведение почетной колонны, а над именами выгравирован "венок победителя игр" между пальмовыми ветвями с надписью: Кл(авдиус) Дамасиа Плюс, по-видимому, родственница достопочтенного.

Герма (др.-греч. ἔρμα, означает "столб") - особый вид скульптур, представляющих собой четырёхгранную колонну, увенчанную изображением головы или бюстом. В Древней Элладе гермы служили путевыми и межевыми знаками, а также указателями на дорогах, фетишами — охранителями дорог, границ, ворот, а также надгробными обелисками. Первоначально на них изображали Гермеса. Впоследствии на гермах стали помещать и других богов и разных героев. В Древнем Риме гермы использовали в качестве лишь пограничных знаков.
4. В местечке под названием Луцα (между Халандри и Айя Параскеви) был найден ритуальный барельеф (1 век н.э.). Здесь бог Дионис изображен с канфаром в правой руке, а в левой руке у него тирс - деревянный жезл или посох, увитый плющом и виноградными листьями; сделанный из стебля ферулы (Ferula communis). Данный барельеф относится к категории так называемых "неоаттических" произведений искусства. И находится сейчас, слава тебе, в Археологическом музее, Афин.

Между прочим, все знающая Википедия утверждает, что с этим божеством традиционно связывают поклонение виноградарству и виноделию, растительности и хлебопашеству. Но, эти атрибуты вторичны: главным же символом Диониса, как бога производящей силы, был бык. Не даром вакханки, сопровождавшие Диониса везде и всюду пели:
О, гряди,Дионис благой,В храм Элеи,В храм святой,О, гряди в кругу хариты,Бешено ярый,С бычьей ногой,Добрый бык,Добрый бык!
5. Алтарь Тельца (360-370 н.э.) из мрамора, что добывали в горах Пендели, как же иначе, был найден также в Халандри (его размеры - высота 0,38 м., длина 0,44 м., ширина 0,37 м.). Предназначение его, скорее всего, связано с поклонением богине Кибеле и ее возлюбленному Аттису, а также с сакраментальным праздником, а именно Поклонения Быку (греч. Ταυροβολικά Μυστήρια).

С трех сторон алтаря видны рельефные изображения, в то время как на четвертой стороне - 2 надписи. С одной стороны, Кибела, восседающая на троне, кладет правую руку на плечо Аттиса, который опирается на палку, используемую в религиозных церемониях и предсказаниях (греч. οιωνοσκοπίες). Фигуры обрамлены соснами, на которых висят такие символы, как: барабан, погремушки. На второй стороне изображена опять же восседающая на троне Кибела, а рядом с ней - Деметра. По бокам от них стоят Иакх (иное имя бога Диониса) и богиня Персефона. На третьей стороне изображены факелы и другие символы.

На четвертой стороне выгравированы две надписи. В первой говорится о том, что "Архелай Афинский, хранитель ключей* от храма Геры и факелоносец храма Персефоны в городе Лерна (Арголида), основал алтарь для Аттиса и Кибелы в обмен на его посвящение в мистерии Тельца". Во второй надписи - Архелай предстает тем, кто первым принял участие в мистериях в этом конкретном месте.

7. При строительных работах, проводимых в густо заселенной и застроенной высокими домами территории Халандри, археолог Мельпо Полойорги обнаружила древнее кладбище с захоронениями, что использовалось в течение нескольких периодов истории: в поздне-геометрический период (конец 8 - начало 7 века до н.э.), в период римской империи и поздней архаики. Эта археологическая находка не только пролила свет на уклад жизни древнегреческого дема Флиа, но и раскрыла некоторые тайны.

На кладбище, среди 30 нетронутых разными невзгодами захоронений, обнаружили могилу мальчика (500 год до н.э.) с мини кувшинчиками, украшенными сценами спортивных занятий молодых людей, сборами новобранцев на войну и др.. Среди размещенных в могиле предметов выделяется килик (чаша или тарелка на ножке для питья вина) с изображением сцены борьбы Тесея с Амазонкой, а также небольшой кувшин для вина, размещенный у правой руки усопшего.

Археолог г-жа Полойорги считает, что "он (кувшин) является отсылкой к какому-то событию, связанному с социальной и религиозной жизнью города; то есть имеет отношение к вину и свидетельствует о том, что сообщают нам и письменные источники, а именно: что подростки из самых аристократических семей служили виночерпиями на пирах".

"Особое упоминание также относится к одному из детей знатного рода из Флия (поэту Еврипиду), он в детстве подавал вино верховным жрецам, что происходили из самых знатных семей и которые одетые в ритуальные одежды танцевали в честь Аполлона Делосского в Афинах во время праздника Фаргелии (Таргелии). Афиней - древнегреческий писатель II века н.э., упоминал, что в храме Аполлона Дафнифороса в Флии находился манускрипт, в котором все это было описано" - поясняет археолог.
Действительно, на греческих чернофигурных и краснофигурных керамических изделиях, особенно на киликах, сцены симпосиев (пиров) были очень популярны. Так, на краснофигурном килике (У века до н.э.) изображен симпосиаст и юноша-виночерпий.
Этот шедевр принадлежит руке знаменитого древнегреческого мастера-вазописца по имени Дурис. Данный экспонат, между прочим, находится в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Но это - тема другого рассказа.
-----------------------------------------------------------------------
Немного слов об этом вазописце. Douris (500-460 до н.э.) - один самых продуктивных и самых известных древних художников начала 5 века до н.э. Его подпись стоит на более чем 40 керамических изделиях, преимущественно, киликах, и еще 300, предположительно, принадлежат руке мастера. Современные греческие ученые определили, что из всех сохранившихся изделий из керамики около 78.000 изделий расписал именно Дурис. Древнегреческий художник работал в содружестве с такими гончарами, как Клеофрадис, Евфрониос и Пифонос - мастер по изготовлению киликов.
Комментарии
Отправить комментарий