Жареный арбуз с сыром Фета

Успейте отведать необычное блюдо Ингредиенты 6 треугольной формы кусочков арбуза (без корки) 200 г меда 150 г сыра типа «Фета» 50 г йогурта 20 г молока 30 г мяты 30 г мелисса 5 г цветков мускатного ореха (или щепотка корицы) 1 чайная ложка цедры апельсина-бергамота Приготовление 1. Замаринуйте ломтики арбуза в меде в течение 1 часа. 2. В это время сделайте смесь-обсыпку: соедините цедру апельсина, порошок бергамота с корицей, добавьте туда же измельченную мяту или мелиссу. 4. В емкость добавьте сыр «Фета» или "Брынза", молоко, йогурт и замесите тесто. Скатайте небольшие шарики. Затем обваляйте их в смеси-обсыпке. 5. Поставьте в холодильник на 60 минут за затвердения. 6. На хорошо разогретый гриль или решетку положите кусочки арбуза. 7.  Готовьте, пока кусочки не обжарятся с обеих сторон. 8. Возьмите сок, оставшийся от маринования арбуза, туда же добавьте и смесь-обсыпку, если что-то от нее осталось, и кипятите, пока он не превратится в сироп. Подавайте арбуз горячим на тарел...

Ключи от древнегреческих храмов

Какое-то наваждение: из предыдущей статьи рождается следующая с не менее интересной информацией. Так и в этом случае. Обнаружилось, что в древнегреческих храмах имелись официальные "хранители храмовых ключей " (греч. "κλειδούχος"), которые не только открывали и закрывали двери храмов, но и охраняли бесценные духовные реликвии и всяко-разно ценное тамошнее барахло. Из этого следует, что ключи и замки, оказывается, использовались греками и не только ими с давних времен.

Божества-хранители ключей от храмов


Множество изображений мужских и женских фигур, а также жрецов и жриц с ключом (греч. "κλειδι") и даже надписи обнаруживаются в древнегреческом искусстве на различных керамических изделиях, скульптурах, ритуальных камнях и даже постройках. Например, согласно надписи на здании: "одному Дамофану потребовалось 240 драхм, чтобы изготовить ключ от двери Асклепия в Эпидавре." Сумма, достаточно большая для того времени, что указывает на тщательное изготовление и дорогие материалы" (из книги Αλέξανδρου Γ Μάντη Προβλήματα). 

В статье Район Халандри-Афины, я писала, что на одной из сторон Алтаря Тельца есть надпись, в которой говорится "что Архелай Афинский, хранитель ключей от храма Геры и факелоносец храма Персефоны в городе Лерна (Арголида), основал алтарь для Аттиса и Кибелы в обмен на его посвящение в мистерии Тельца". Тот еще взяточник был, правда?!
Кроме того, хранителями ключей (греч. "κλειδούχος") являлись и боги Олимпа, например: Гера и Аид являются хранителями ключей "подземного мира", хранителями ключей была жена Аида Персефона и Плутон, и Геката, и Кибела. И Эрос, которого Еврипид в драме "Ипполит" (F.539) называет не иначе как cleicochus filtatus thalamus, т.е. "хранитель ключей от брачных чертогов Афродиты золотой; он же, все уничтожая, к людям с муками и смертью, торжествующий, грядет", выгравирован держащим в руках огромный "гомеровский ключ" или "ключ любви" на ритуальном рельефе, что находится в Музее города Ханья.


Гера считается главной хранительницей ключей дома Олимпийских Богов как жена Зевса. Ее почитают также как Хранительницу ключей от брака, это упомянуто в комедии Аристофана "Женщины на празднике Тесмофорий". Женщины Древней Греции преподносили символические ключи Гере в качестве дани, прося Богиню защитить их дом и брак. Кроме того, беременным предлагали  смастерить и хранить при себе некие ключи Геры, чтобы разблокировать вовремя матку и родить без проблем ребенка. Осложнения во время родов были основной причиной смертности женщин в древности.

Первые письменные свидетельства появления ключей

Первые упоминания о ключах и замках вообще встречаются уже в Ветхом Завете, древних мифах и ранних литературных сочинениях таких, как "Илиада" и "Одессея" Гомера* (Песнь 21, 39 день):
Дочь светлоокая Зевса Афина вселила желанье
В грудь Пенелопы, разумной супруги Лаэртова сына,
Лук женихам Одиссеев и грозные стрелы принесши,
Вызвать к стрелянию в цель их и тем приготовить им гибель.
Вверх по ступеням высоким поспешно взошла Пенелопа; 
Мягкоодутлой рукою искусственно выгнутый медный
Ключ с рукоятью из кости слоновой доставши, царица
В дальнюю ту кладовую пошла (и рабыни за нею),
Где Одиссеевы все драгоценности были хранимы:
Золото, медь и железная утварь чудесной работы.
Тот факт, что ключ в руках Пенелопы, а не Улисса, не является исключительностью этой конкретной пары. Характерно то, что почти все ссылки на "гомеровские ключи" связаны с женщинами. То есть женщины гомеровской эпохи несли исключительную ответственность за ключи от дома, а жрицы - ключа от храма. Именно это определяло их главенствующий статус в простом доме и в доме на Олимпе.

Изобретатель ключа

Чудо-чудес - ключ, по преданию изобрел Феодор Самосский - древнегреческий архитектор и скульптор с острова Самос, живший приблизительно за 600 лет до н.э.. О нем упоминает римский историк Плинием Старшим в «Naturalis historia». Другие древние авторы, кроме того, приписывают Феодору Самосскому изобретение угломера, отвеса, токарного станка, способа лить бронзы и много чего еще полезного.


В Древней Греции каменными были общественные здания и храмы, которые служили не только местом для молитв, но и местом, где хранили ценности и архивы, а также каменные плиты с высеченными на них текстами законов. Наказание за посягательство на имущество в храме было жестоким: вспомните судьбу Эзопа. 

Именно в городах-полисах возникла потребность в замках. Жизнь грека-горожанина была тесно связана с общественной деятельностью. В нерабочее время она протекала на акрополе, стадионе, термах или под портиками храмов. Жилище было скорее пристанищем на ночь, местом для питания и хранения вещей.

Другое значение имел "дом" для женщин. В период полисов в Греции уже установился патриархат, и положение женщин стало зависимым от мужчин. Женщины не имели права не только участвовать в управлении государством, но даже просто присутствовать на собраниях и стадионах. Эту сторону жизни древних греков отразил в комедии «Женщины на празднике Тесмории» древнегреческий комедиограф Аристофан, В одной из сцен он описал жизнь и повадки, царящие в женской половине древнегреческого дома (греч. γυναικεῖον), и там же упомянул о нового образца ключах.
«...ныне дверь гинекея сторожит печать, наложенная мужем и засов. Но мало этого: любовникам на страх заводит муж молосских псов. И можно было и это простить. Но вот чего не в силах мы снести. Бывало, прежде мы хозяйничали сами, могли из кладовой брать потихоньку и муки, иль масла, иль вина... теперь и этого нельзя. Ключи с секретами мужья уж носят, проклятые лаконские ключи о трех зубцах...» 

Первые артефакты: типы ключей

Рассмотрим, какими же были ключи в древности. Самый, самый древний деревянный замок нашли в гробнице египетского фараона Рамсеса II, в руинах Nineveh (Assyria). Можно сказать, что ключи и замки появились очень давно, активно применялись для разных нужд. То есть их история уходит вглубь веков: более чем на 6.000 лет назад.


Самый древний из сохранившихся Гомеровских ключей (6 в. до н.э.) найден в 1898-99 годах в святилище Артемиды Имеры в Луца (Аркадия) во время археологических раскопок, проводимых австрийскими археологами. Его рукоять заканчивается змеиной головой и имеет надпись, датируется 5 веком, имеет длину около 50 см., сейчас данный ключ находиться в «Музее изящных искусств» в Бостоне, США. Встречались ключи длиной до 75 см. 


Естественно, носить такой длинный и тяжелый ключ в кармане было невозможно, а на плече или подмышкой - ох как обременительно. И мастера стремились уменьшить его габариты, и на рубеже 5-6 вв. до н.э. греческим мастерам это удалось сделать – был изобретен "замок-желудь" в Лакедемонии (область в Греции неподалеку от г. Спарта), так называемый .  Именно таким ключом стали широко пользоваться греки и все европейцы вслед за ними. 


Много позже мастера Рима научились делать совсем миниатюрные замочки. Ключи от них носили на пальцах, как кольца, а изготавливали их уже ювелиры. Но сейчас тема не о ювелирных изделиях.

Между прочим, в Риме по сей день два здания запираются античными замками: один в Пантеоне (в церкви св. Космы и Дамиана), а другой – в храме Максенция. Обратите внимание, когда будете там.