Священная дорога Афин

В Греции, где ни капнут, находят все новые и новые артефакты – свидетельства ее славного прошлого. Так случилось, что во время строительства Афинского метро были обнаружены каменные плиты неких архитектурных сооружений, погребальные стелы и захоронения, разная керамика, русло реки и, в том числе, следы античной дороги - некогда знаменитой Ιερа Οδος. По решению городских властей некоторую часть находок законсервировали для дальнейшего сохранения. И обустроили экспозиции для всеобщего обозрения на станциях метро Συνταγμα, Θεισιο, Μοναστηρακι и возле Ελαιωνας, Αιγαλεω.

Обнаружились следы античной дороги 

Непосредственно самой дорогой заинтересовались в 1890 году, когда начались археологические раскопки древних святилищ в городке Элевсина и в афинском районе Керамикос (древний некрополь) знаменитыми греческими археологами Иоаннисом Травлόсом (1908-1985) и Константином Куруньотисом (1878-1945).  Древняя дорога имеет мощное каменное покрытие – до 5 метров в ширину, до 8 исторических наслоений в глубину, и местами видна на поверхности. 


Вот уже в течение 2500 лет Священная дорога была и остается неизменным путем, что соединяет Афины с Материковой Грецией, Эпиром, Фессалией, Пелопоннесом и, конечно, с Пиреем. Однако, называлась эта дорога в разные времена по-разному, Из древнейших источников известно, что первоначально дорога называлась Ελευσινιακη, потому как связывала небольшие на тот момент Афины и поселение Элевсин, жители которых бегали беспрестанно из одного населенного пункта в другой по всякой надобности и не только. При турках она называлась Moоrea. Свое нынешнее название - Ιερα Οδος - получила только после провозглашения независимости Греции. Когда в 1834 году - при составлении плана реконструкции и строительства Афин, архитекторы Стаматиос Клеантис (1802-1862) и Эдуард Шуберт (1804-1860) - возвращали  старые исторические имена или давали новые героические улицам и площадям. Тогда эту дорогу и назвали  - "Священная дорога".


Почему она называется Ιερος Οδος

Примерно в XI веке до н.э. (или ранее того) в Греции вошло в моду почитать богиню плодородия Деметру и Персефону, потому городок Элевсин (центр производства пшеницы в то время) становится культовым центром их почитания. Там возводится святилище и «великий дворец» для совершения таинств и обрядов, так называемых Элевсинских мистерий.

Тогда же и дорога становится главной артерией, по которой раз в год торжественным маршем следует процессия паломников и фанатов (в большинстве своем мужского пола). А так как в те далекие времена любая дорога (η οδος) к святилищам по традиции называлась священной (ιερος), то и эта получила наименование Священная дорога (Ιερа Οδος).

Во времена правления тирана Писистрата Афинского и сыновей (7 век до н.э.) Элевсин присоединяется к афинскому государству и обретает все-греческое значение и славу. Тогда же Священная дорога получила окончательнο удобный дизайн и постоянный трафик. Однако, после того как римский император Феодосий 1 Великий указом от 392 года закрыл святилище Деметры в целях борьбы с язычеством, мистерии в Элевсине прекращаются. Ну а после вторжения готов в 396 году, о празднике мало кто уже помнит. Потому то трафик на дороге резко уменьшился, но не прекратился: дорогой активно пользовались вплоть до 1927 года, пока местами не «закатали» в асфальт и не построили национальную дорогу Афины-Коринф в 1962 году.

Первое упоминание в истории

Одно из самых ранних описаний Священной дороги принадлежит древнегреческому историку и путешественнику Полемону Афинскому (220-160 до н.э.) из Илиона, которого некоторые современные исследователи считают «основоположником научной археологии» за его скрупулезный подход в изучении достопримечательностей и составлению географических путеводителей. К сожалению, сделанные им записи не сохранились до нашего времени, но остались названия его трудов, один из которых был посвящен полностью Священной дороге «Περι των μνημειων κατα την Ιεραν προς Ελευσινα οδον». По всей видимости, Полемон, путешествуя по Греции, прошел пешком весь путь до святых мест в Элевсине. Это подтверждает и Страбон в работе «География» (книга 9.1.16):
«Πολέμων δ᾽ ὁ περιηγητὴς τέτταρα βιβλία συνέγραψε περὶ τῶν ἀναθημάτων τῶν ἐν ἀκροπόλει· τὸ δ᾽ ἀνάλογον συμβαίνει καὶ ἐπὶ τῶν ἄλλων τῆς πόλεως μερῶν καὶ τῆς χώρας· Ἐλευσῖνά τε εἰπὼν ἕνα τῶν ἑκατὸν ἑβδομήκοντα δήμων πρὸς δὲ καὶ τεττάρων, ὥς φασιν, οὐδένα τῶν ἄλλων ὠνόμακεν». 
В разное время разные путешественники и не путешественники делали записи о том, что увидели и что обнаружили вдоль Священной дороги. Так в 1860 году открыл и описал заброшенный и полуразрушенный византийский монастырь Дафни французский лейтенант Francois Lenormant вместе с солдатами французской армии. Кроме них, оставили свои воспоминания о Священной дороге: знаменитый Gustane Flaubert (1821-1880), британский путешественник и археолог Edward Dodwell (1768-1832), французский дипломат Henri Belle (1837-?), который по долгу службы находился в Греции с 1868 по 1872 год и приезжал в 1874 году. Он подробно рассказал о жизни страны того периода, о ее древних достопримечательностях и культовых постройках, сделал портретные зарисовки местных жителей сразу же после освобождения Греции от Османского ига. Его заметки были опубликованы в журнале Le Tour du Monde, в 1881 году вышла книга с 32 гравюрами под названием Trois Annees en Grece. Через много лет материал был переведен на греческий язык «Ταξιδι στην Ελλαδα» (4 тома) и издан в е-издательстве KATOPTRON в 1993 и в 1996 году. 


По правде сказать, только по описанию, сделанному Павсанием (2 век) в работе «Ελλάδος Περιήγησις/Αττικά», мы знаем так хорошо эту древнюю дорогу и те замечательные исторические памятники (в основном погребальные), что располагались и еще сохранились вдоль дороги. Возможно, что он позаимствовал у Полемона кое-какие чудом сохранившиеся отрывки с данными, но разговор не об этом. Вот, как он описывает начало своего путешествия: 
«ἰοῦσι δὲ ἐπ᾽ Ἐλευσῖνα ἐξ Ἀθηνῶν ἣν Ἀθηναῖοι καλοῦσιν ὁδὸν ἱεράν, Ἀνθεμοκρίτου πεποίηται μνῆμα. ἐς τοῦτον Μεγαρεῦσίν ἐστιν ἀνοσιώτατον ἔργον, οἳ κήρυκα ἐλθόντα, ὡς μὴ τοῦ λοιποῦ τὴν χώραν ἐπεργάζοιντο, κτείνουσιν Ἀνθεμόκριτον· καί σφισι ταῦτα δράσασι παραμένει καὶ ἐς τόδε μήνιμα ἐκ τοῖν θεοῖν, οἷς οὐδὲ Ἀδριανὸς ὁ βασιλεὺς ὥστε καὶ ἐπαυξηθῆναι μόνοις ἐπήρκεσεν Ἑλλήνων. μετὰ δὲ τοῦ Ἀνθεμοκρίτου τὴν στήλην Μολοττοῦ τε τάφος ἐστὶν ἀξιωθέντος Ἀθηναίων καὶ τούτου στρατηγεῖν, ὅτε Πλουτάρχῳ βοηθοῦντες διέβησαν ἐς Εὔβοιαν, καὶ χωρίον Σκῖρον ἐπὶ τοιῷδε καλούμενον. Ἐλευσινίοις πολεμοῦσι πρὸς Ἐρεχθέα ἀνὴρ μάντις ἦλθεν ἐκ Δωδώνης ὄνομα Σκῖρος, ὃς καὶ τῆς Σκιράδος ἱδρύσατο Ἀθηνᾶς ἐπὶ Φαληρῷ τὸ ἀρχαῖον ἱερόν· πεσόντα δὲ αὐτὸν ἐν τῇ μάχῃ θάπτουσιν Ἐλευσίνιοι πλησίον ποταμοῦ χειμάῤῥου, καὶ τῷ τε χωρίῳ τὸ ὄνομα ἀπὸ τοῦ ἥρωός ἐστι καὶ τῷ ποταμῷ. πλησίον δὲ πεποίηται Κηφισοδώρου μνῆμα δήμου προστάντος καὶ Φιλίππῳ τῷ Δημητρίου Μακεδόνων βασιλεύοντι ἐς τὰ μάλιστα ἐναντιωθέντος· συμμάχους δὲ ἐπήγετο Κηφισόδωρος Ἀθηναίοις γενέσθαι βασιλεῖς μὲν Ἄτταλον τὸν Μυσὸν καὶ Πτολεμαῖον τὸν Αἰγύπτιον, ἔθνη δὲ αὐτόνομα Αἰτωλοὺς καὶ νησιωτῶν Ῥοδίους καὶ Κρῆτας».

Если вас заинтересовала "священная дорога", то подробнее об археологических находках и исторических памятниках, расположенных вдоль этой дороги, читайте в статье "Самая старая улица Афин"

Комментарии