Одержим искусством

Представьте только, одна квартира на Синтагме, а это самый центр Афин, скрывает в себе всю историю греческой керамики. Она принадлежит коллекционеру, путешественнику Димитрису Ксантулису, который обладает ценной коллекцией греческой керамики и других предметов искусства. Те, кто переступал порог дома Димитриса Ксантулиса, ни на минуту не чувствовали себя неуютно среди сотен разнообразных предметов. У нас в стране тоже немало таких "одержимых искусством", которые размещают раритеты в своих квартирах (смотрите рум-туры в конце статьи).

Итак, начнем. Квартира эта находится в одном из многоквартирных домов, что построены по дизайну, в соответствии с которым в 60-х годах прошлого века строились все здания в центре Афин. Конечно, квартира была бы совершенно другой, если б принадлежала другому человеку. Но наш хозяин - это необычный жилец, потому мы имеем то, что имеем. Он умудрился втиснуть свою огромную разноплановую коллекцию в четырех стенах жилого помещения и объединил предметы таким образом, чтобы между ними можно было бы удобно перемещаться и собственно жить-поживать самому.


Его гостеприимный дом открывает свои двери по праздникам на званые обеды для друзей, которые его очень любят, потому что речь идет об открытом человеке, отличном поваре и радушном хозяине. Да, с порога немного смущаешься и теряешься, попадая в кучу разнообразных вещей, взгляд перебегает с одного предмета на другой и кажется, что здесь можно легко заблудиться. И только лай собаки, дружелюбно виляющей хвостом, выводит от оцепенения: видно, собачка уже привыкла передвигаться среди напольных горшков с цветами, банок-склянок, этажерок, столов, стульев и прочего нагромаждения с тем же комфортом, с каким передвигается ее хозяин.
"Мне частенько задают вопрос побывавшие у меня дома люди, каково это - жить, когда вокруг тебя так много вещей. Мн-да, это головокружительно - жить внутри коллекции раритетов. Когда живешь здесь постоянно, к этому привыкаешь, но когда я отправляюсь в путешествия, живу в отелях, я реально отдыхаю в пустых, лишенных предметов комнатах" - отвечает  он.
Его обширная коллекция греческой керамики и всякие-разные антикварные предметы в обстановке поражают воображение. Хотя в последние годы Димитрису становится все труднее найти то, от чего он не может удержаться не купив, дух коллекционера-собирателя в нем также силен, у него непревзойденный вкус, острый глаз и невероятные знания по истории искусств. Когда я спрашиваю его, с чем бы он расстался, если вдруг то да се, он отвечает "практически со всем", кроме коллекции керамики.
В его доме представлено невероятное сочетание-несочетаемого, в основном, вещей греческого производства и китайской мебели, элегантных витрин комодов 50-х годов и традиционных предметов обихода, связанных с народными ремеслами, которые теперь найти нелегко.
Основная коллекция Димитриса Ксантулиса состоит из послевоенной керамики из Аттики, то есть творений Геры Триантафиллиди (1896-1991), признанного мастера-керамиста, выдающейся личности - женщины, которая обращалась со своим рабочим материалом-глиной с такой свободой и искуством, что не найдется даже у великих художников-керамистов современности.


В своем доме - мастерской в Маруси (р-он Афин) эта греческая женщина-керамист, между прочим, родом из Батуми (Грузия), работала и формовала глину с невероятной сноровитостью, что завоевала уважение мастеров на районе, которые в ее лице признали настоящего искусного творца мирового уровня, хотя ее работы не выходили за рамки традиционной керамики мастерских Маруси.

Эта коллекция дополняется другими предметами от мастеров района Маруси и захватывающими творениями легендарной фабрики "Κεραμεικός". К примеру, ваза на маленьком столике, что совершенно не похожа на многие другие, украшена подписью Паноса Валсамакиса (1900-1986), как и керамическая плитка на низком железном столике. Валсамакис был художественным руководителем фабрики с 1930 по 1942 год, и этот период считается лучшим периодом творчества фабрики.


Димитрис Ксантулис начал коллекционировать керамику еще в юности. Его всегда восхищало превращение этого скромного и невзрачного сырья - глины, в произведения искусства. По прошествии какого-то времени он открыл собственный магазин под названием "Εξερευνητή", перед которым невозможно было устоять и не переступить его порог, как вспоминают его друзья. Достаточно разбогатев он начал путешествовать, привозя сувениры и раритеты со всего мира, предпочитая резную инкрустированную мебель азиатского производства. Безупречный вкус дизайнера и безотказный нюх коллекционера помогал ему сочетать привезенное из загарничных поездок с произведениями и предметами современного греческого искусства.
Увы, магазин его закрылся десять лет назад, но сам он не переставал и не перестает находить интересные "антикварные безделушки" для своей коллекции, и не устает советовать знакомым и знакомым знакомых, которые хотят приобрести предметы искусства, как они могут сочетать их с другими, современными и старинными вещами в интерьере. 
В его доме кресла когда-то принадлежали американскому посольству и были сделаны в мастерской Μις βαν ντερ Ρόε (знаменитого американского архитектора) с обивкой нежно-зеленого цвета, вместе с простым белым чехлом дивана, на котором расположилась накидка с росписью по ткани (изображены цветы - петунья) знаменитого греческого художника Янниса Царухиса (1910-1989), а также подушки с наволочками вышитыми в народной мастерской Костаса Стайкоса, создают в комнате уютную атмосферу.



На стене висят четыре работы (художественные инсталляции) современного греческого художника Никоса Алексиу (1960-2011), напротив -  большой японский комод, низкие столики у окна, изумительное овальной формы блюдо с рыбой 16 века работы Бернарда Палисси и круглый мраморный стол на кованых ножках заполняют гостиную, а на заднем плане - диван-островок и высокий столик с керамическими фигурками разной высоты. Так, предметы его коллекции и мебель создают в доме визуальный шум, но керамика доминирует над хаосом и уравновешивает какой-никакой дизайн.



На столе в гостиной стоит оранжевая керамическая ваза работы Аттилио де Пиана, отца итальянского танцора, хореографа Леонидаса де Пиана, рядом - деревянная игрушка из Египта.


Еще один высокий китайский шкаф в столовой служит "обычным шкафом для посуды" и подставкой для керамики. Большие кувшины и продолговатый стол из тикового дерева с традиционными стульями, с одной стороны, и диван-островок с острова Сими (один из Додеканес), с другой, создают еще одно уютное пространство с видом на балкон, где зеленые растения и папирус, в том числе, привносят приятную глазу живую нотку пространству, в то время как другой балкон - выглядит, опять же, как выставка горшков греческой керамики.



Конечно, он не один такой собиратель-коллекционер. В Греции, надо отметить, их много потому, что есть что собирать и коллекционировать. Возможно, нарисую статью о ком-нибудь еще. Спрашивайте, не стесняйтесь! 

Теперь о наших собирателях, что хранят коллекции всякой всячины у себя дома. Представляю вам рум-тур по квартире  главного фотографа Эрмитажа.