Эстетика чистой девушки

Не успели мы устать от тренда CleanCore aesthetic, что означает эстетика чистоты, поклонники которой приходят в восторг от бесконечных уборок, моющих средств, стирок и стерильности, а в Голливуде уже набирает силу движение Noshower, то бишь "Жизнь без душа". Более того, некоторое время назад в TikТok обозначил себя еще один тренд с благородным названием Сlean girl aesthetic или Эстетика «чистой девушки». Мне нравится этот тренд, давайте поговорим о нем

Один наш известный бьюти журнал на своих страницах описал Сlean girl aesthetic коротко и ясно (цитата): "Этот тренд предполагает «чистоту» во всем: макияже, одежде, образе жизни, уходе за собой, а ткже гладкие силуэты, естественность, натуральность, нейтральные цветовые палитры, размеренность, спокойствие, минимализм, комфорт и порядок. 

Настоящая clean girl каждое утро умывается под успокаивающую музыку, вдыхает ароматы цветов, свечей или благовоний и осуществляет свой уход за лицом в несколько этапов".

Как я сказала выше, тренд не плохой, но "ложку дегтя" я все-таки брошу в него: во-первых, этот тренд совсем не новый (с детства нам твердили о чистоте тела), а во-вторых, он не предполагает чистоты души или духа (вспомните поговорку "в чистом теле - здоровый дух" и другие подобные выражения). Получается, что тренд предполагает "чистоту во всем", но только внешнюю.


Мне стало очень интересно узнать, что думают по этому поводу греческие женщины. И я нашла статью в греческом онлайн издании под названием "H προβληματική clean girl aesthetic". В статье-исследовании корреспонден-женщина задается вопросом "Почему эстетика чистой девушки вызывает столько споров", хотя запущенный в 2022 году тренд, в 2023 году набрал 750 млн просмотров.

В самом конце статьи корреспондент, которая честно исследовала проблему и выложила на суд читателей все "за" и все "против", поддалась эмоциям и выразила свое собственное мнение. Вот, что она написала: "Но самое главное: у кого есть столько времени, чтобы постоянно разглаживать, например, кудрявые волосы, которые могут превратиться в "барашки" от попадания влаги, гладить одежду из ткани, которая мнется при недолгом сидении на стуле или движении, заботиться о таких несовершенствах лица, как подростковые прыщи или еле-еле  заметные мимические морщинки, которые не подчиняются нашим желаниям и тд. и тп. И в наших собственных ментальных интересах было бы критически относиться к этому тренду.
Эстетика чистой девушки выглядит так, как будто она создана влиятельными людьми для потребления влиятельными людьми.
"Все, что сейчас предлагается в качестве трендов, является своего рода предложением обновить стиль жизни. Но что послужило причиной навязывания эстетики "чистой девушки" и какие проблемы порождает этот якобы естественный и необременительный тренд?
"Давайте начнем с анализа: что представляет собой эта пресловутая эстетика чистой девушки -  все чистое и свежее, неприхотливое и натуральное. Что может быть лучше? Звучит довольно хорошо, не так ли? Как будто его последователи просто регулярно принимают душ и выходят оттуда готовыми к встрече с внешним миром. Так легко и без усилий. Однако, эстетика clean girl - это гораздо большее, чем буквальная чистота во всем. На самом деле, это ни одно из этих вещей. 
"В 90-е годы выпуски английского издания Vogue были посвящены так называемой "CleanTeam", в которую входили сливки общества Великобритании (такие как Тамара Меллон), несколько богатых американок, а также Гвинет Пэлтроу на пике ее популярности. Анализ того, что делали женщины из команды Clean, чтобы выглядеть как "ухоженные" девушки, был аналогичен данной современной эстетике.
Все в образе должно было быть кристально "чисто". Но избежать грязи любой ценой возможно только для тех, кому не нужно работать и много чего делать по дому в повседневной жизни.
"Прическа сделана так, чтобы ни один волосок не выбивался наружу, обычно это пучок, как у балерины, или приглаженный конский хвост, допускался пробор по центру. Макияж невидимый, так называемый "макияж без макияжа", основанный на средствах, которые все же скрывают недостатки, без ярких цветов, с идеально “выписанными” бровями и стрелками у глаз, с румянами на щеках и “невидимыми” освежающими бликами, в то время как губы должны выглядеть сочными и без татуажа" - так писал Vogue  

"Что касается одежды, то та, кто придерживается этой особой эстетики "чистой девушки", выглядит точь-в-точь как модель, у которой появилось свободное от работы время. Базовые вещи такие, как черные брюки с белыми футболками или сорочками оверсайз, джинсы-бойфренды с майками-безрукавками или черными пиджаками также оверсайз, множество трикотажных или шелковых платьев черного или бежевого цвета. И настоящие золотые украшения от известных ювелирных домов. Выглядит ли это элегантно и удобно? Возможно, отчасти так оно и есть, но это создает и другие ассоциации.

"Взгляд на посты чистых девушек заставляет каждого гермофоба (тот, кто боится каких-либо микробов и инфекций) непроизвольно отшатнуться и горько рыдать, прижавшись к отбеливателю или антисептику. Все в этом образе кристально чисто. Но это блеф, так как избежать грязи возможно только тем, кому не нужно много чего делать по дому в повседневной жизни.


"Во многом данный тренд - это ни что иное, как классовый стереотип. Общественный транспорт, грязный город, работа с физическим напряжением, забота о ребенке - все это противоположно "чистоте" или, по крайней мере, поддержанию чистоты в течение длительного времени. Кроме того, такой образ стоит очень дорого. Популярные бренды эстетической косметики, одежды и украшений для clean girl отличаются высоким качеством и довольно дороги. Этот тренд определяет иной образ жизни или стиль жизни (одно и тоже, в принципе), при котором вы никогда не пачкаетесь, и это нереально для тех, кто недостаточно богат, чтобы заставлять других выполнять грязную (в буквальном смысле) работу.

"Все это фиксируется в Instagram и становится пригодным "для потребления" в социальных сетях. Утренний кофе латте матча - более дорогой, чем обычный кофе, и потому более эстетичен для "чистой девушки", чем кофейная "коричневая масса" в пластиковом стаканчике в руке. Так же как и смузи, а также зеленый органический сок, которые регулярно появляются в видеороликах. Дорогой минималистский декор - это выбор для дома "чистой девушки", потому что (если честно) он лучше всего подходит для видеороликов и продвижения сайта в социальных сетях. Итак, все это в конечном счете воплощает эстетику, которая стоит довольно больших "бабок".

"В то же время от этой тенденции попахивает эйджизмом (дискриминация по возрасту). "Чистые девушки" - это молодые девушки, очень молодые, в возрасте до 25 лет. А наше общество уже обеспокоено обесцениванием пожилых женщин, и эстетика чистых девушек с ее акцентом на свежесть, равную молодости, усугубляют эту проблему. Делая еще больший акцент на юношеских чертах лица и фигуры, которые невозможно сохранить с возрастом, эта эстетика еще больше усиливает мысль о том, что старение нежелательно или даже грязно (не я сказала, а корреспондентша греческая).

"Третья проблема заключается в том, что тренд вызывает ответную реакцию, при которой усиливается у некоторых хондрофобия (боязнь потолстеть). Пролистайте посты "чистых девушек", чтобы убедиться, насколько тонкими и худыми являются все те, кто продвигает эту эстетику. Многие люди в западной культуре считают ожирение крайне порочным. И это предубеждение также относится к тренду эстетика чистой девушки. Выполните поиск в Google “толстая чистоплотная девушка” или “чистая толстушка”. Вы получите ответ "Ничего не найдено по вашему запросу". Этот тренд - эстетика минимализма и ”чистых линий" во всех отношениях: подчеркиваются плечевые кости, ключицы и кости таза. Таким образом, отличный тип телосложения создает в вашей голове неправильную установку, что вы ничего не стоите, а результат ... вы умоляете свою значимость в социуме. Это звучит неправильно, совсем не по-феминистски.

"Пост в Twitter под названием "Clean Girl’ aesthetic but make it black", опубликованный в мае (2023), набрал более 90,000 лайков, что свидетельствует о том, что быть чернокожей (или латиноамериканкой) по своей сути неприемлемо для образа "чистой девушки". И это несмотря на то, что такие элементы в образе, как пучок на макушке или хвост, золотые серьги-кольца, впервые стали популярны у чернокожих и латиноамериканских женщин несколько десятилетий назад. 

"На самом деле, эта эстетика содержит элементы, которые характеризуют и черную, и цветную культуры, но преподносит их как евроцентричные, подразумевая, что только таким образом они могут быть желанными. Самые известные "чистые девушки", в основном, да, белые, за ярким исключениям - Селена Гомес или Зои Кравиц, которые снимаются в рекламе известных парфюмерных и косметических кампаний".