История одного старого дома

Наверняка вы были в Афинах и вам встречались старенькие-престаренькие здания в центре города в жутком состоянии, но вы проходили мимо, не обращая на них внимания или даже отводя взгляд. А надо бы присмотреться. Дом, о котором я хочу вам рассказать, действительно, имеет интересную историю. и это не только время его постройки, предназначение и дальнейшее использование, но и те люди, которые в нем когда-то жили постоянно или бывали изредка.

 Одно из трех самых старых зданий в Афинах


Этот дом - один из трех самых старых зданий* в Афинах, что дожили до наших дней. Расположен он на улице Фидиу, 3 и был возведен примерно в 1834 году немецким архитектором Густавом Адольфом Людерсом по проекту венского архитектора Карла Рознера под резиденцию первого посла Австрии в Греции - Anton Prokesch von Osten (1795-1876). Здание является одним из важных неоклассических памятников в Европе (наверное, специалисты знают, что говорят). В этом доме также размещалось посольство Австрии. 
Согласно описанию Ганса Христиана Андерсена, "дом стоял на окраине города и был прост и полон благородства. В этом Афины были наравне с Неаполем, Веной и Копенгагеном".
Во время пребывания посла, вплоть до 1849 года, этот дом был местом встреч величайших деятелей политической и культурной жизни Афин. Там же располагался самый популярный музыкальный салон того времени, где собиралась элита новообразованной столицы. 

Пять лет спустя здание приобрела Елена Тосица (1796-1866) - греческая меценатка, которая активно занималась благотворительностью: выделяла деньги на постройку женских образовательных учреждений; именно она подарила земельный участок под постройку Археологического музея и Политехнического университета в Афинах.

В 1887 году дом на Фидиу, 3 перешел в собственность дочери Генриха Шлимана - Андромахи Шлиман-Мела. Вообще-то, Шлиман был не только успешным археологом, но и богатым предпринимателем: при первой возможности он закупал в Афинах земельные участки и строил, строил, строил бесценную в будущем недвижимость, привлекая своих друзей-архитекторов, например, Эрнста Циллера. После смерти Г. Шлимана вся недвижимость перешла по завещанию родственникам. И с того момента здание называют не иначе, как дом Мела (Леон М. Мела - муж Андромахи, происходит из одной из самых влиятельных семей Греции). 

Первая Афинская консерватория

В последующие годы в этом здании располагалась Консерватория, там же работала музыкальная школа имени Лотнер, которую основала в 1899 году немецкая пианистка Лина фон Лотнер (1852-1934). Между прочим, с 1904 по 1909 год она выпускала журнал «Аполлон» - одно из первых греческих музыкальных периодических изданий. В те годы Афины и консерватория, в частности, претерпевали грандиозную реставрацию как внешнюю, так и внутреннюю: в здании консерватории появился концертный зал и учебные классы, благодаря усилиям архитектора Эрнста Циллера, чья жена преподавала там некоторое время.


В 1893 году при консерватории был организован оркестр, который в 1911 году выделился в отдельную структуру, что сегодня существует под названием Афинский государственный оркестр. В 1919 году группой профессоров во главе с Манолисом Каломирисом (1883-1962, греческий композитор и музыкальный педагог) была создана Греческая консерватория, которая проработала в том здании до 1971 года.

Среди выпускников консерватории много выдающихся личностей мировой музыки: Спиридон Самарас (1882), Мария Каллас (1938), Димитрис Митропулос (1919), Джина БахауэрФрасивулос ГеоргиадисНана МускуриСтаврос Ксархакос и Микис Теодоракис.
Ну, конечно, здесь нужно "придержать коней" и сказать хотя бы пару слов о Марии Каллас (ее настоящая фамилия -  Марианна Калогеропулу). Она начала слушать классическую музыку с трёх лет, в пять начала брать уроки фортепиано, а с восьми лет - уроки вокала. В 1936 году мать и дочь (и сестра) возвращаются в Афины из Нью-Йорка, США. В четырнадцатилетнем возрасте Марианна начала учиться в Афинской консерватории под руководством испанской певицы Эльвиры де Идальго  (1891-1980).

            

В области драматического искусства многое сделала Афинская консерватория, там заработала самая первая в стране театральная школа (с 1871 года), в которой время от времени преподавали выдающиеся театральные деятели, такие как Эмилиос Веакис, Димитрис Родирис, Костас Мусурис, Димитрис Майрат и другие.

Значителен вклад Афинской консерватории в преподавание и культивирование византийской музыки, выразившийся в создании в 1903 году Школы византийской церковной музыки с целью распространения и развития музыкальной традиции Константинопольского патриархата в Греции. Эта школа, которая продолжает функционировать по сей день, была признана в 1936 году единственной "официальной школой церковной и государственной византийской музыки".

В межвоенный период здесь проходило множество мероприятий и выступлений. В нем проводились лекции высшей женской школы Димитриса Глиноса (1992-1943), Свободного университета для женщин, который действовал в течение двух лет (1921-1923). 
Международное Бюро Образования (International Bureau of Education) при ЮНЕСКО включило Дм. Глиноса в список 100 самых значительных интеллектуалов, политиков, публицистов и т. д. всего мира, которые своими работами и своей деятельностью внесли значительный вклад в дело образования с эпохи зари человеческой цивилизации до наших дней.
В 1996 году здание внесли в особый список объектов недвижимости, то есть выдали черную метку "дома, нуждающегося в особой государственной охране". С того времени состояние дома год за годом ухудшалось и дошло до критической точки, пока, наконец, не подошла очередь на его полное восстановление (о частичной реставрации уже не было речи).

до и после

Резиденция посла Австрии

В 1834 году Anton Prokesch von Osten (1795-1876) был отправлен в Афины, где пробыл до 1849 года. Он был первым послом Австрии в освобожденной Греции и самым первым среди прибывших в Афины послов других стран. Кажется, он был единственным иностранным представителем, кто просто обожал Грецию, и как дипломат-историк оказал значительное влияние на политический курс нового греческого королевства.

Во время своего пребывания в Греции он принимал гостей в своей резиденции, где лично встречался с лидерами Греческой революции 1821 года, видными политиками того времени, а также с первым греческим королем Оттоном. Его дневники и путевые заметки из Греции являются ценным источником информации по современной греческой истории. В 1867-1868 годах он опубликовал в 2-х томах "Историю греческой революции и основания греческого государства: основанную на дипломатических документах и личном опыте". (Ιστορία της επαναστάσεως των Ελλήνων κατά του Οθωμανικού κράτους εν έτει 1821 και της ιδρύσεως του Ελληνικού βασιλείου: Διπλωματικώς εξεταζομένη /Συγγραφείσα μεν υπό Αντ. Πρόκες-Όστεν, μεταφρασθείσα δ' εκ του Γερμανικού πρωτοτύπου υπό Γ. Εμ. Αντωνιάδου. Anton Graf von Prokesch Osten, Αθήνησι: Εκ του Τυπογραφείου της Αθηνάς, 1868-1869).

Датский писатель Ханс Кристиан Андерсен путешествовал в то время по Греции, и упомянул австрийского посла в одном из своих дневниковых записях. Вот, что он написал о нем:
"Самым интересным из дипломатов при афинском дворе был бывший австрийский министр Антон Прокеш-Остен ... Он родился в небольшом поместье своего отца в Граце... Море разожгло в нем тягу к путешествиям, и поскольку он всегда сильно интересовался греческой историей, он отправился в Грецию... После освобождения греков, они пригласили его вернуться в Вену. Император присвоил ему дворянский титул "Graf von" и добавил к его имени эпитет "Osten", поскольку его подвиги на Востоке принесли ему это отличие".

   

Цели восстановления

Министерство культуры и спорта восстанавливает еще одно историческое здание в Афинах, чтобы вновь открыть его для культурного использования. Это старое здание греческой консерватории, в котором разместится архив греческого танца, библиотека Государственной школы оркестрового искусства, постоянная экспозиция, посвященная истории данного здания, а также будет использовано под различные культурные и образовательные мероприятия.

Бюджет на реставрацию здания, которое стояло пустым в течение 50 лет и которому был нанесен значительный ущерб, в результате чего в июле 2022 года обрушилась часть его южной стены, составляет 6 000 000 евро и покрывается за счет Фонда восстановления,  и его повторное открытие запланировано на 2025 год. 

Танцевальный архив, который разместится в отреставрированном здании, будет включать архивные материалы, плакаты, фотографии, фильмы, костюмы, а также исторические материалы с танцевальных представлений. Прямой доступ к нему будет доступен как профессионалам, студентам и исследователям танцев, так и широкой публике.

------------------------------------------------------------------- 

* Я упомянула в начале повествования о трех самых старых зданиях Афин. О старом здании консерватории я очень подробно вам рассказала, осталось сказать пару слов о других двух зданиях:

  1. старое здание консерватории  
  2. дом Димитриу Ралли (Η Οικία Δημητρίου Ράλλη)
  3. старый дворец (Το «παλαιό» παλάτι)
Дом Димитрия Ралли
Один из немногих образцов городской архитектуры периода короля Оттона дом с элементами ранней неоклассики, расположен на пересечении улицы Панепистимиу с пешеходной улицей Корайи, напротив здания Афинского университета.

Первоначально это здание было резиденцией семьи Суцос. Стаматис Клеантис (1802-1862), известный греческий архитектор и градостроитель того времени, купил этот участок в 1835 году, который позже продал сыновьям греческого правителя Молдовлахии Александроса Суцоса (Σούτσος), которые построили на этом месте двухэтажный дом и жили там.

В 1894 году афинский политик Димитриос Г. Раллис (1844-1921), неоднократно занимавший пост премьер-министра Греции и дед некогда премьер-министра Георгиоса Раллиса, купил резиденцию Соуцосов у вдовы Димитриоса Соуцоса, бывшего мэра Афин, где он жил со своей семьей.

Дом Димитриу Ралли, как историческое и архитектурное сооружение был объявлен памятником архитектуры.

Старый  дворец
В 1833 году началось строительство неоклассического дома на северной окраине тогдашнего городка под названием Афины по проекту архитекторов Густава-Адольфа Людерса (1805-1880) и Джозефа Хоффера. Дом для Стаматиса Вуру был достроен в 1834 году и представляет собой двухэтажное здание в раннем неоклассическом стиле с трехсторонней планировкой фасада. 

Первый греческий король Оттон, после своего прибытия в Афины в 1834 году, первоначально жил в доме также банкира с острова Хиос Александроса Контоставлоса между улицами Стадиу и Колокотронис. Тот дом, по большей части деревянный, хотя и был выкуплен греческим государством под королевскую резиденцию, но считался не подходящим для размещения королевской четы, и поэтому в 1836 году, после своей женитьбы на герцогине Ольденбургской Амалии (1818-1875) в Баварии, Оттон арендовал дом Стаматиса Вуру и прилегающие к нему дома (не сохранились до наших дней), и приспособил к нуждам дворца. 

Здания были объединены баварским архитектором Хохом (?) при помощи навесного моста, а пространство перед зданиями молодая королева Амалия обустроила под сад, который позже превратился в площадь Клафтмонос. 

Комментарии