Новогодний пирог Василопита

Рецепт новогоднего пирога "Василопита" 

Ингредиенты

3 яйца
150 г молоко
150 г оливковое масло
150 г сахара
1 чайная ложка ванильного сахара
цедра 1 апельсина
250 г муки
1 ст.ложка разрыхлителя
щепотка соли
1/2 ч.ложка мускатного ореха в порошке
3 г специя махлепи (μαχλεπι)
1 г мастиха (μαστιχα)

Приготовление

1. Все смешать, поместить в форму, выпекать в духовке 40-50 минут при температуре 170 С.
2. Где взять специи, упомянутые в конце списка ингредиентов, не знаю. Но их можно заменить, думаю, цукатами, изюмом, любимыми пряностями по вкусу. Хотя, именно эти две приправы - махлепи и мастика - делают Василопиту Василопитой.

История пирога Василия Великого

Всем известно, что появление Василопиты связано с личностью христианского святителя Василия Великого (330 - 379), которому она обязана своим названием тоже. Для тех, кто еще не знает этой истории, коротко расскажу.

В определенный момент истории святой Василий приказал половину собранного Юлианом Отступником золота раздать бедным, небольшую часть он оставил на нужды учрежденнного им поселения под названием "Василиада". Надо отметить, что золото тот раздал очень необычным способом: он приказал замесить маленькие хлебцы, в каждый вложил по монетке (золотому флорину), а затем эти хлебцы доставили в каждый дом. И когда люди ели хлеб, они находили внутри него спрятанную ценность.

Так родился обычай приготовления пирога под названием Василопита, в который до сих пор кладут Флури (талисмат в виде монеты). Тот, кому "выпадет" Флури, считается удачливым и у него будет хороший год. Монету кладут в кошелек и носят повсюду с собой на счастье.

Любопытно, что подобная традиция существует во многих странах, Однако, рецепты приготовления пирога разнятся в зависимости от страны; общим является то, что в пирог запекается сюрприз - боб, монетка, маленькая фигурка или что-то еще.

Пирог на праздник Теофания

Приготовление и последующее деление на куски Василопиты - один из немногих сохранившихся первобытных эллинистических обычаев. По словам профессора Димитриса Лукатоса, это эволюция хорошо известного и популярного ритуала "праздничного хлеба", который по большим праздникам древние греки приносили "в жертву богам". Таким праздником была Теофания  (греч. θεοφάνια означает «богоявление»), который отмечают 6 января.

Праздник Теофании символизировал в те далекие времена возвращение (или рождение) бога света Аполлона и наступление весны. Церемонии дня состояли в процессии с лавровыми ветвями, в принесении жертв и молитв и в пиршестве, при котором совершались возлияния. Геродот упоминает об огромной серебряной чаше в Дельфах, вместимостью в 600 амфор, которая в праздник Богоявления наполнялась вином.

Первые упоминания о праздновании Теофании христианами относятся ко II веку н. э. В гностических общинах оно праздновалось одновременно с Рождеством Христовым. Одновременное празднование Теофании и Рождества продолжалось до IV — начала V веков н.э. 

Пирог на римский праздник Сатурналий

Подобный ритуал существовал и в Древнем Риме на праздник Сатурналий (лат. Saturnalia). Тогда было принято запекать в пирог боб и тот, кому этот боб доставался, становился «королём дня». Это означало, что он мог осуществлять любые свои желания; если речь шла о рабе, то он получал право отдавать приказания хозяину. Боб символизировал плодородие, в то время как сам пирог, круглый и румяный, служил, по всей видимости, символом солнца. 

Сатурналии - у древних римлян декабрьский праздник в честь Сатурна, с именем которого жители связывали первые успехи в земледелии. В IV веке н. э. сатурналии были приурочены к празднованиям Рождества и Нового года, что отмечались первоначально 17 декабря, а позднее торжества были продлены до 23 декабря.

Пирог волхвов у католиков и Бобовый король

Много позже к XIII—XIV векам традиция печь пирог с сюрпризом - теперь уже под названием пирог волхвов - сохранилась в ряде католических стран на праздник Богоявления. В этот день католики вспоминают одно из важнейших событий в истории Нового Завета: поклонение волхвов младенцу Иисусу. Одной из наиболее ранних традиций, связанных с христианской символикой пирога волхвов, стала так называемая «доля Господа», или «доля Святой Девы»: пирог делился на столько человек, сколько присутствовали за столом, и ещё одна часть отдавалась первому встреченному бедному.

Сохранилась до наших дней еще одна традиция (например, во Франции), согласно которой тот, кому доставался кусок пирога с «сюрпризом»  провозглашался Бобовым королём, возглавлял празднество и выбирал себе королеву или короля. Для всеобщего веселья, специально чтобы чествовать короля и королеву, заранее мастерили короны.

Однако, традиции проведения самого праздника в разных странах разные. Подробнее о праздновании Нового года в Греции и на Кипре читайте в другой статье под названием "Новый год".

Комментарии