Любопытно, что мы много чего знаем о древнегреческом театре. А что нам известно о современном театре Греции? Когда и откуда все пошло поехало? В этой статье я процитирую немного уже известные исторические факты и опишу, возможно, еще неизвестные. Ведь первые новогреческие театры достойно вписались в историю мирового театра также как и древнегреческие.
Новогреческие театры
История появления первых театров
Зародыши греческого театрального искусства возникли в начале 17 века - во времена венецианского владения Ионическими островами - будущими греческими (например, Закинфос и Сирос), в литературных кружках - так называемых "академиях", для которых участники писали и ставили пьесы на местном диалекте и на итальянском языке. Там же была создана поэма "Эротокрит" на греческом языке. ЮНЕСКО включило ее в список 300 шедевров мировой литературы.
Становление театрального искусства связано с национально-освободительной борьбой греческого народа в начале 19 века. Под влиянием деятельности тайного революционного общества «Филики Этерия» в 1817 году создаются первые любительские театральные труппы: в Одессе (Россия), где жили многочисленные деятели греческого национально-освободительного движения; в Бухаресте (Румыния) в 1828 году военнослужащий греческой армии Θόδωρος Αλκαίος организует театральную труппу.
После провозглашения государственной независимости Греции (1821 г) развитие национального театра ускорилось. В 1830 году на острове Сирос (в городе Эрмуполи) появляется труппа актеров под руководством Καλογνώμου - Ματζουράνη* и Θεόδωρου Αλκαίου**, в 1836 году Χαράλαμπος Μιχαλόπουλος*** строит первый деревянный театр на Сиросе.
В Афинах первый театр и спектакли в нем начали ставить с 1836 года, но постоянные профессиональные труппы греческих артистов возникли лишь в начале 60-х годов."
Первые театры в Афинах
Театр Скондзопулоса
Известно ли вам, что первый современный театр открыл в Афинах греческий предприниматель Афанасий Скондзопулос в 1836 году. Он купил деревянный сарай (παράγκа) в 1835 году и переделал его под театр на 1.000 зрителей, с партером из 15 рядов стульев, с ложами, с крышей из корабельного паруса, который расправляли в случае плохой погоды, с земляным полом. Театр его располагался на площади Κοτζια, а вход в него находился со стороны улицы Эолу. На сцене театра показывали представления c акробатами и жонглерами, ставили постановки, преимущественно, древнегреческих классиков на кафаревусе (древнегреческий), силами труппы непрофессиональных греческих артистов. Театр работал только по воскресеньям и по праздникам. О всех новостях театра и премьерах "трезвонил" глашатай (τελάλη), которому платили за то, чтоб ходил по улицам и кричал во все горло. Билеты в ту пору стоили 1 драхму в партер и 2 драхмы в ложу. А места занимали "согласно купленным билетам". Вот как выглядел театр снаружи по описанию, сделанному в журнале "Θεατής" от 25.10.1836 года:
"... вы входите и ступаете по настилу, в зале бродят, в основном, мужчины. В одном углу продаются сахарные пирожные; рядом стоят те, кто держит фонарики для некоторых зрителей. Справа и слева от партера расположена возвышенность (амфитеатр). Сцена напротив входа, напротив сцены королевская ложа, на возвышении и отгорожена, что-то типа голубятен с трех сторон театра - некоторое количество лож для тех, кто заплатил полторы драхмы. Свет тусклый, запах зловонный и еще более отвратительный когда подует ветер. Женщин немного, они могут только стоять. Вдаль глаза не видят ничего, кроме голых досок, голой земли, жалких театральных декораций, подобных тем, что устанавливаются на фестивалях".
За все время работы Театра Скондзопулоса было дано 16 постановок. Премьерной постановкой стала драма «Τα Ολύμπια», написанная Πιετρο Μεταστασιο, в переводе Ρηγα Φεραιου. Надо отметить, что вплоть до 1840 года все роли и женские тоже исполняли мужчины, т.к. профессия "артистка" считалась в то время неподобающей и осуждалась церковью. Самой первой женщиной, которая отважилась выступать на театральной сцене, историки новогреческого театра считают была Μαρία Αγγελική Τζίβιτζα. Но сейчас не о ней.
Несмотря на все усилия основателя театра, подбор хорошего классического репертуара (драматических философских патриотических постановок, возможно, даже очень хороших), зрители оставались не особо в восторге. Более того, от театра не было никакой прибыли, и Скондзопулос влезал все больше и больше в долги. Почему же спросите вы?!
Ну, во-первых: на тот момент театральная публика состояла: немного из простолюдин; много из греческой аристократии, приезжей европейской (баварской) интеллигенции, избалованной культурным развитием. А во-вторых: постановки шли на древнегреческом языке, представьте себе (!) В конце концов, наступил печальный день, когда театр пришлось закрыть. Тогда в народе говорили по этому поводу:
"Скодзопулос в конце концов разорился, и все говорили, качая головами, что если бы доски от театра не были куплены гробовщиком, бедный патрон театра остался бы без пенни".
Характер предпринимателя не дал Скондзопулосу отчаяться, он разобрал местами свое деревянное детище и покрыл долги, распродав часть досок. Он сделал вторую попытку открыть двери театра вновь в следующем 1837 году. Но на этот раз потерпел сокрушительное фиаско. Почему теперь то спросите вы?! Открытый по соседству театр, в котором ставились модные в ту пору музыкальные итальянские оперы с профессиональными артистами, переманил всю афинскую публику. Скондзопулосу ничего не оставалось, как закрыть свой театр навсегда. Отказавшись от своей голубой мечты, он умер в бедности, а хоронили его в гробу из досок его же театра.
Театр Мели
Так вот, на улице Эолу, по соседству с Театром Скондзопулоса, возник маленький тоже деревянный театр, его построил греко-итальянец по имени Γκαετάνοс Μέλι в 1837 году. Театр его имел все черты присущие европейским театрам того времени: сцена, занавес, гримерные, оркестровая яма, суфлерская будка, ложи и даже королевская ложа, декорации, привезенные из самой Италии. Но тоже без крыши (!)
Итак, Мели благоразумно ориентировал театр на показ музыкально-драматического репертуара - опер и представлений, нацеленных на афинскую интеллигенцию и европейскую буржуазию. И не прогадал! Публика валом повалила из Театра Скондзопулоса прямиком в театр Мели. Премьерным спектаклем стала прелестная опера "Севильский цирюльник". Вот, что написал свидетель тех событий в журнале "Ελληνικού Ταχυδρόμου":

На радостях от успеха и огромных сборов, Мели собрался было сделать к зиме крышу из тента над театром. Но ему изменила удача или, скажем, справедливость восторжествовала: всю конструкцию порывистый ветер снес на фиг в первый же день. Кроме того, женщины-актрисы его труппы начали уходить по разным причинам: одни - выходили замуж, другие - становились содержанками богатых поклонников их таланта. Так театру пришел конец.
Театр Букура
В 1838 году греческое правительство бесплатно выделило Иосифу Камиллиери участок государственной земли под постройку настоящего каменного здания театра (на улице Менандру). К радости или к сожалению, он не смог справиться с задачей и в 1839 году ретировался. Участок с "недостроем" перешел к итальянцу по имени Базилио Сансони, которому правительство расщедрилось и выделило даже деньги - 10.000 драхм. Базилио не подвел. Он построил настоящий каменный театр.. О театре в газетах той поры писали следующее:
«Настоящий театр со всей необходимой тому помпезностью и благопристойностью».
В 1840 году новый театр открыл двери и сразу же полюбился всеми. В том же году состоялась премьера мелодрамы «Λουτσία ντε Λαμερμούρ» του Γκαετάνο Ντονιτσέττι, все прошло на высшем уровне. Приму вызывали множество раз на бис (пела знаменитая итальянская оперная дива того времени Rita Basso-Borio). За время работы труппа итальянских артистов дала 144 представления. Будучи бизнесменом до мозга костей, Базилио позволял выступать там иногда и греческим артистам, ну, а билеты продавались на черном рынке, конечно.
В 1844 году по настоянию афинской общественности, которая требовала "своего национального" хлеба и зрелищ, театр выкупил за 23.000 драхм греческий предприниматель Иоаннис Μπούκουρας. Естественно театр получил его имя и успешно проработал аж до 1898 года.
На сцене театра Букура выступали такие артисты как Αθανάσιος Σίσυφος, Παντελή Σούτσα Πιπίνα Βονασέρα и другие. Впервые появился знаменитый греческий актер (румынского происхождения) Константинос Аристиас, который приехал в Афины в 1840 году с тем, чтобы организовать актерскую школу. К сожалению, его затею не поддержал король Оттон. Там же выступила в нескольких постановках и первая греческая актриса - Μαρία Αγγελική Τζίβιτζα. После нее отважились стать артистками и другие греческие женщины, например, Екатерини Панайоту, Афина Филиппаки и другие.

Фасад театра выходил на улицу Менандру где был главный вход, сбоку имелся еще один вход под козырьком для короля и его свиты, там же - офис управляющего театром, касса, и квартира сторожа.
Без особых изысков был украшен театр изнутри. Партер имел форму крыльев с 7 рядами стульев, всего 113 мест. 3 ряда лож, из которых самой красивой, конечно, была королевская ложа Сцена была довольно таки просторной с имела достаточно хорошие декорации. Освещался зрительный зал при помощи масляных и бензиновых ламп, а свечи зажигались на перегородках лож. До 1888 года, пока не заработал Муниципальный театр Афин, Театр Букура оставался единственным каменным всесезонным театром.
В 1930 году чтобы подчеркнуть значение театра в истории города, мэр Афин - Спирос Меркурис, выступил с предложением переименовать "улицу Сократус" в "улицу Театр Букура". Что и было сделано.
Театр Γригория Камбуроглу
Немного слов о театре Григория Камбуроглу, который он основал в 1857 году под давлением знакомых из артистической среды (Михалис Арниотакис, Георгиос Сурис и др). Несмотря на то, что тогда некоторые политиканы выступали активно против театра вообще, ссылаясь на то, что театр - это не что иное, как «πρόδρομο της ηθικής καταπτώσεως του λαού», его театр открыл двери для зрителей в 1857 году, а закрыл - в 1858 году. Потому как правительство вместо поддержки развития театра в размере 5.000 драхм, предложило Камбуроглу сумму в 53.000 драхм на возвращение итальянских мелодрам.
На сцене его театра выступали многие знаменитые греческие артисты и артистки, которые играли также и на сцене Театра Букура. Однако, сплотить актеров в постоянную театральную труппу у него не получилось. Звездные актеры всегда находились в поиске лучшего себя, лучшей сцены, лучшего зрителя и нового репертуара
Муниципальный театр
Решение о постройке театра в Афинах было принято еще королем Оттоном в 1857 году, даже был выделен участок земли на площади Людовика (сегодня площадь Кодзья). Начали даже строить, но стройку законсервировали до лучших времен, которые наступили в 1871 году. И тогдашний мэр Афин заложил камень в основание театра во второй раз. Проектом занимался знаменитый архитектор Эрнест Шиллер. Однако, и на этот раз стройку прекратили из-за перерасхода средств.

Через 14 лет (!) банкир Андреас Сингрос решил вложить деньги в достройку здания театра. Все это время в центре города та строительная площадка напоминала бельмо на глазу у жителей города. Но прагматичный банкир выдвинул свои условия: в подвальном помещении должны были размещаться магазины, а на первом этаже - офис его банка. Архитектор принял условия, посчитав их приемлемыми. В 1886 году стройка успешно закончилась, в Афинах появился настоящий театр с хорошей акустикой и великолепным убранством. И прекрасно функционировало вплоть до 1938 года, когда накануне премьеры, все, все, все дорогое оборудование подчистую украли «έκαναν φτερά» воры, забравшись ночью в пустой театр. А в 1939 году уже тогдашний мэр Афин - Костас Котзьяс, дал распоряжение снести Муниципальный театр, наконец.
Театр Скорпароса
Этот театр, построенный неким греком по имени Скорпарос (о нем ничего не известно), проработал всего ничего - с 1871 по 1873 год. А располагался он некогда на площади Омонияс (на его месте построили гостиницу «Μπάγκειον»). Театр представлял собой на скорую руку отстроенное деревянное здание, в котором представления проходили только в летние месяцы, естественно. Сцена была маленькая, 12 рядов деревянных скамеек для зрителей и один ряд лож на еле-еле заметной возвышенности.
Художественным руководителем в театре вызвался быть Михалис Арниотакис, у которого на премьере выступила французская труппа артистов оперетты. Надо отметить, что в то время мода поменялась: итальянские оперы разлюбили, а полюбились именно французские оперетты.
Не прошло и двух лет как Арниотакис не вынес конкуренции с теми многочисленными маленькими театрами, что находились в непосредственной близости к его театру у реки Илиссу. Он бросил затею разбогатеть, просвещая народ театральным искусством, и потакая разным амбициозным артистам. В течении 2-х лет здание театра снимали разнообразные профессиональные и непрофессиональные артисты собравшиеся вместе, чтобы ставить понравившиеся им темы для постановок в основном патриотического содержания. Для одной из выступавших там театральных трупп писал и сочинял актер, поэт, и драматург Георгиос Сурис.
Летние театральные площадки по берегам реки Илиссос
Сначала о "богемном" районе Афин, который бедные горожане обзывали Ватрахониси, что означает “остров лягушек”. Данный район представлял собой остров на реке Илиссос, а точнее - зеленую полосу земли между двумя берегами реки Илиссос (ниже Заппиона, в районе храма Зевса Олимпийского, где сегодня находится церковь Агия Фотини). Во времена короля Отто через реку был построен трехарочный каменный мост (сейчас скрыт под пересечением улиц Ардитту и Атанассиу Дьяку). Два ответвления реки сливались в том месте в небольшой островок, образуя водопады с обеих сторон. Прекрасное место для постройки различных увеселительных заведений, что и было сделано, потому местность ту называли еще как Нераидотопос, что означает “дом фей”.

Потому в том районе "расцвели буйным цветом" кафешки, известные как кафе-шантан, в которые приглашали иностранных артистов кабаре, ставили и другие подобные шоу. В начале 1870-х годов кафешки заменили заведениями, предназначенными для высших слоев общества: было построено даже несколько летних театров под общим названием "Παριλλίσια", что означает "по берегам реки Илиссос". Однако, их снесли в 1890-е годы, когда предприняли серьезную архитектурную перестройку Афин. А во время катастрофического наводнения конца 1896 года одно из двух ответвлений реки было затоплено, и район утратил свою былую славу, прекратив свое существование.
Справедливости ради, надо сказать, что и при следующем короле Георге I строительство театров не прекратилось: активно стали открываться театры в городах по всей территории тогдашней Греции. Ну, продолжим рассказ о некоторых театрах "по берегам реки Илиссос", что в переводе на греческий означает "παριλλίσια".
Театр "Дом Фей"
Один из таких "παριλλίσια" театров под названием "Дом Фей" проработал хоть и недолго с 1871 по 1895 год, но запомнился публике, определенно, надолго. То был необычный театр по многим меркам: он располагался в помещении кафе, но там была удобная сцена, на которой ранее выступали цыгане.
В 1871 году хозяин заведения вознамерился переделать кафе в театр. У него это легко получилось: всего то поставили столы и стулья рядами и подняли чуть выше сцену. Официантам стало даже удобнее передвигаться и разносить еду и напитки завсегдатаем, продавцы цветов могли фланировали между столиками с огромными корзинами цветов, что часто покупали поклонники для своих любимых артистов.
То кафе-театр превратилось в всепогодное место увеселения для разных слоев афинского общества с постановками легкого жанра, пантомимой и песнями цыган. Известно также, что именно там впервые стали запускать фейерверки.
-------------------------------------------------------------------
* Теодорос Алкеос (родился на о. Митилини, 1780-1834), также известный как Митилинеос или Лесбеос, был драматургом и актером-пионером современного греческого театра.
** В 1836 году Кефалонитисом Хараламбосом Михалопулосом, "самым достойным актером страны", в порту Сирос был построен первый деревянный театр.
**** Ригас Велестинлис или Ферайос (Велестино, 1757 - Белград, 24 июня 1798) - греческий писатель, политик, мыслитель и революционер. Он считается этномучеником и предтечей греческой революции 1821 года.
*....εμβαίνεις, πατείς το κατάχαμον, όπου περιφέρονται άνδρες διάφοροι. Εις μίαν γωνίαν, πωλούνται ζαχαρικά, πλησίον στέκονται οι κρατούντες τα φανάρια τινών των θεατών.Δεξιά κι αριστερά του εδάφους καθίσματα αναιβατά (αμφιθεατρικά). Η σκηνή κατέναντι της εισόδου, κατέναντι της σκηνής το θεωρητήριον του βασιλέως, υψηλόν και μεμονωμένον ως περιστερεών και εις τας τρεις πλευράς του θεάτρου σειρά θεωρητηρίων δια τους πληρώνοντας μίαν και ημισείαν δραχμήν. Φώτα αμυδρά, δυσώδη και δυσωδέστερα δια τον άνεμον. Γυναίκες ικαναί (αρκετές) επάνω. Παντού οι οφθαλμοί δεν απαντώσιν ειμή σανίδας γυμνάς, γην γυμνήν, πενιχρόν κατασκεύασμα της στιγμής, ως τα ανεγειρόμενα εις τα πανηγύρια προς έκθεσιν πραγματειών".
**"Ο Σκοντζόπουλος τελικά απέτυχε κι όλοι έλεγαν, κουνώντας το κεφάλι, ότι αν δεν αγοράζονταν οι σανίδες του θεάτρου από ένα χριστιανό φερετροποιό, ο δύστυχος θεατρώνης δεν θα έπαιρνε δεκάρα".
***«Η πρώτη αυτή παράσταση του μελοδραματικού θιάσου αναστάτωσε την αθηναϊκή κοινωνία. Το θέατρο γέμισε από τις 7, δύο ώρες πριν σηκωθεί η αυλαία. Σ’ όλο αυτό το διάστημα, οι θεαταί όταν δεν λογομαχούσαν για τις θέσεις εθαύμαζαν την πολυτέλεια του θεάτρου. Τα θεωρεία ήσαν όλα ντυμένα με κόκκινο και μπλε ύφασμα. Η αίθουσα εφωτίζετο με λαδοφάναρα και η ορχήστρα με κεριά».
****«Συστηματικό θέατρο με όλην την απαιτουμένην εις αυτό λαμπρότητα και κοσμιότητα».
оригинально, с чередованием на двух языках
ОтветитьУдалитьпросто не успела перевести. вот и все.
ОтветитьУдалить