Награда – это официальный почетный знак, выдаваемый за заслуги, отличие, в знак благодарности за дела выдающиеся. К наградам относят: ордена, кресты, медали, премии, кубки, знаки отличия и почетные звания. История их возникновения, как одной из форм поощрения и свидетельства признания особых заслуг, своими корнями уходит в далекое прошлое.
История возникновения наград

По мнению ученых, уже во времена первобытно-общинного строя тот, кто особо отличился, пользовался у соплеменников наибольшим уважением и почетом и, кроме того, наделялся ими наградами. Это были различные предметы, например: ожерелья из цветных камней или из зубов хищников, отливающие перламутром раковины, поднятые с морского дна, и многое-многое другое, что представляло определенную ценность в глазах людей того времени.
Первые вооруженные отряды древних людей
Возникновению наград способствовало появление первых вооруженных отрядов, понадобившихся для защиты родоплеменного общества от внешних врагов. Пальма первенства в этом деле принадлежит древним шумерам. Известно, что в 3000 – 2350 годах до н.э. у них имелась целая армия, которая была довольно хорошо вооружена: воины применяли копья с каменными наконечниками, оборонялись крепкими деревянными четырехугольными щитами, их головы защищали шлемы. Облачение древних воинов было рассчитано на устрашение врага и, несомненно, производило должное впечатление. Вот так древний историк описывает наемных воинов, что когда-то служили у персидского царя Ксеркса:
«персы и мидяне в войлочных шапках – тиарах, пестрых хитонах и чешуйчатых панцирях, вооруженные короткими мечами, копьями, луками; ассирийцы - в медных шлемах, с льняными щитами и дубинами с торчащими из них железными гвоздями; парфяне, согдийцы, хорезмийцы, бактрийцы и саки - с луками и секирами; индусы - в длинных одеждах; арабы - в подпоясанных плащах, с длинными луками на правом плече; эфиопы - в барсовых и львиных шкурах, с раскрашенными белой и красной краской телами, с луками из пальмового дерева и кремневыми стрелами и копьями с наконечниками из рога антилопы; фракийцы - в лисьих шкурах на головах и длинных пестрых плащах, с дротиками и маленькими щитами; кавказские народы - в шлемах, украшенных бычьими ушами, с кожаными щитами и короткими копьями» и «отборные персидские воины, чьи копья и вся их одежда сверкала золотом».
Первые вооруженные отряды состояли, в основном, из родоплеменной знати, незнатных людей, проявивших личную храбрость или сноровку в том или ином деле, и наемников. Часто вождь племени выполнял функции военного предводителя, защищая свое племя от врагов или нападая на других. Он также мог перепоручить эту почетную обязанность своему доверенному лицу – военачальнику. Но только на общем собрании племени решали такие вопросы, как начало, проведение или прекращение военных действий. Также сообща устраивали пир после победоносного похода и делили захваченную у врага добычу: имущество (одежду, домашнюю утварь, украшения, предметы обихода), трофеи (оружие, доспехи), распределяли скот и пленных людей, которых могли казнить, превратить в рабов, продать или обложить данью.
Примитивные виды награждений
Уже тогда вождь племени щедро одаривал своих воинов, а отличившихся жаловал особа. Кроме благодарности и похвал, им доставалась большая часть добычи, более дорогие подарки, их повышали по службе и, согласно поэме Гомера, «нарезали темены (наделы земли) героям». Эти пожалования первоначально были не только платой за службу, но и знаками отличия, которые за свою многовековую историю неоднократно видоизменялись, пока не приобрели очертания современных нам наград.
На раннем этапе своего развития награды были чрезвычайно разнообразны по своему внешнему виду и достаточно необычны по содержанию. К примеру, в воинственных племенах пеонийцев, что жили в северной Греции, за отрубленную голову врага торжественно вручали золотую чашу (греч. η κουπα).
А древние кельты высушивали отрубленные головы врага, покрывали черепа золотом, приносили их в священные храмы и там во время пиршеств пили из них вино как из винных чаш. Наградой воину ацтеку служили живые пленники: четвертый пленник переводил героя в разряд ветеранов, что давало ему целый ряд привилегий, таких как право вступить в элитные подразделения воинов Орла и воинов Ягуара; право заводить наложниц и участвовать в торжественных людоедских пиршествах. Похожий обряд практиковался и у народов майя, когда в награду жрецы бросали с вершины священного храма Воинов еще бьющее сердце человека, принесенного в жертву. У индейцев Северной Америки знаком воинской доблести служили скальпы, снятые с головы убитого или раненого врага.
Награды у египетских фараонов
А вот египетский фараон одаривал своих храбрых воинов, бросая им с балкона дворца золотые браслеты, ожерелья, кольца. В дар от фараона воины получали также наделы земли, провиант и рабов. Полководцам и командирам устраивали торжественный прием, награждали за выдающиеся военные заслуги более дорогими наградами. В том числе, золотой цепью с кулонами в виде мушек под названием «Орден трех мух». Например, в XVI веке до н.э. египетская царица-воительница Яххотел I была награждена этим знаком воинского отличия за борьбу с азиатскими племенами кочевников - гиксосов. Этот экспонат можно увидеть в Египетском музее, в Каире.
Наградой служило и двухъярусное ожерелье «шебиу», известное как «Золото Доблести», похожее на воротник. Такое ожерелье, например, получил командир колесничих войск Аменхотеп, что и было изображено на рельефе XIV века до н.э. на одной из стен его усыпальницы в Фивах. Там Аменхотеп изображен в белоснежном одеянии из тончайшего хлопка. На его шее широкое ожерелье «усех», поверх которого одето ожерелье «Золото доблести», дарованное ему фараоном в качестве награды за особые заслуги.
Кроме того, фараону как главнокомандующему армией, торжественно вручали обоюдоострый кинжал, церемониальный топорик с памятной надписью. В храме Зевса (Юпитера) Аммона жрецы обожествляли его, писваивая прозвище «сына Аммона» - «сына солнца». Потому египетский фараон имел одновременно знаки отличия высшей государственной, военной и жреческой власти.
Это - расшитая золотыми дисками накидка из шкуры леопарда, ожерелье «усех», пектораль уджат, головной убор «клафт», состоящий из полосатой ткани сине-золотого цвета, диадема с «уреем» (фигуркой змеи – символом власти), кольцо-печатка, посох со змеевидной верхней частью под названием «хекст», набедренная повязка из тончайшей белой хлопковой ткани «схенти», накладная золотая «борода» и сандалии. Фараон одевал и золотой пояс, к которому спереди крепился церемониальный «фартук» из золотых пластинок, соединенных между собою нитями из раскрашенных стеклянных бусинок, а сзади подвешивался хвост. Самый натуральный бычий хвост, который олицетворял один из титулов фараона – «Могучий Бык Двух Земель». Два таких хвоста были найдены в гробнице Тутанхамона.
Награды у европейских народов
Схожие знаки отличия верховной власти существовали и у некоторых европейских народов, например: у кельтских авгуров (жрецов) был посох со спиралевидной верхней частью, накидка из шкур животных - чаще волка, считавшегося священным животным бога войны Марса. Накидку кельты завязывали на шее или крепили на груди при помощи застежки – фибулы (лат. fibula). В то время ими пользовались не только кельтские женщины, но и мужчины, которые украшали ими самое дорогое, что у них было: свое обмундирование и сбрую лошадей. Во время археологических раскопок в древних захоронениях кельтских воинов часто находят по одной или двум фибулам, что свидетельствовало о высоком ранге или статусе их бывшего владельца. Кроме фибул кельтские воины украшали себя браслетами, шейными обручами или гривной (санскрит Grivas – шея) из бронзы, серебра, золота и электрона (сплава серебра с золотом). Предполагают, что шейный обруч разомкнутого типа символизировал у кельтов «обретенную свободу». Известно также, что Боудика – британская царица древнесаксонского племени Икенов, боровшаяся с римскими поработителями в середине I века, носила подобный шейный обруч из массивного куска скрученного золота как талисман удачи. Этот великолепный образец древнего искусства можно увидеть в музее Метрополитен, в Нью-Йорке. Похожая золотая гривна, датируемая I веком н.э, находится в зале № 39 Британского музея, в Лондоне. Ее обнаружили в 1950 году в местечке Снеттишам, Норфок.
Награды древних греков
А вот древние греки своих героев чествовали по-другому. Они одаривали их венками из листьев лавра, дуба, оливы, мирта и ветвью финиковой пальмы, а также прекрасными керамическими вазами, дорогим оливковым маслом, серебряными деньгами и наделом земли. На одной из древнегреческих чаш для питья, что хранится тоже в Британском музее, изображен фрагмент росписи, на которой четко видна процедура награждения победителя.
Греческим героям публично выражали благодарность, освобождали от налогов. Кормили и поили бесплатно самого героя и всю его семью до самой их кончины. В честь победителя сочиняли эпиникии (греч. το επινικιον – хвалебная песнь), которые обычно исполняли под музыку в сопровождении хора и танцоров. Метрическая структура этих песнопений основывалась на чередовании строфы, антистрофы и эпода (завершающего укороченного стиха). Основоположником данного жанра считают выдающегося древнегреческого лирика Симонида Кеосского (556 – 468 до н.э.). Хвалебные стихи и оды сочиняли и другие знаменитые греческие поэты древности среди них, например, Вакхилид (505 – οκ. 450 до н.э.)
Одна есть мера, один есть путь дляСмертных к счастью;Суметь прожить жизнь, не омрачаяДуха,А у кого на уме несчастные заботы,Кто день и ночь ранит душу мысльюО грядущим, -Тот мучится бесплодно ….Что пользыВолновать праздно стенающееСердце? …
В священной роще ставили статую или бюст победителя, который по сложившейся традиции, повязывал голову белой шерстяной лентой и завязывал ее на так называемый «Гераклов узел», который символизировал силу и власть. Лента приравнивала героя к «небожителям». Издревле греки изображали наиболее почитаемых ими богов Олимпа на разнообразных керамических изделиях, и непременно украшали их головы подобными лентами. По прошествии времени изысканной разновидностью ленты, но изготовленной из благородных металлов, стала диадема.
Перевоплощение шерстяной ленты в диадему произошло, как предполагают, во времена Александра Македонского. Это наглядно видно на одном из предметов клада, найденного в древней усыпальнице царя Филиппа II. На поверхности диадемы в виде полого кольца, стилизованного под изогнутое тело змеи, хорошо виден соединительный замок в виде завязанного узла из матерчатой ленты. Это нетронутое грабителями захоронение обнаружили при археологических раскопках, проводимых в 1977 – 1978 годах под руководством греческого профессора Манолиса Андроникоса в городке Вергина, что на Севере Греции. Там раньше находилась столица Македонского царства – Эги. Вскрыв древнюю гробницу, перед взором археологов предстали украшенные фресками помещения с бесценными сокровищами: серебряными и золотыми культовыми предметами, личными вещами царя, золотым ларцом с прахом царя, украшенного изображением звезды на крышке (символ Македонского царства). А также серебряные урны, увенчанные тонкой работы золотыми венками из цветущих ветвей дуба и мирта. Большое впечатление произвела на археологов позолоченная пектораль и шлем с высоким гребнем под названием «коринфский». Его название происходит от древнегреческого слова η κορυφη, что означает «вершина». Очертания такого шлема сохранились до наших дней в головном уборе национального женского подвенечного костюма, что одевают до сих пор невесты в провинции Македония на севере Греции.
Бытует предание, что якобы сам Александр Македонский наградил им женщин за проявленное мужество. Возможно, что причиной тому стал следующий факт, описанный Плутархом: «однажды, перед тем как снова пуститься в погоню за Дарием, Александр пировал и веселился с друзьями. В общем веселье вместе со своими возлюбленными принимали участие и женщины. Среди них особенно выделялась Таида, родом из Аттики». Так вот она предложила сжечь дворец Ксеркса: «пусть говорят люди, что женщины, сопровождавшие Александра, сумели отомстить персам за Грецию лучше, чем знаменитые предводители войска и флота».
Сейчас эти и другие экспонаты представлены в реконструированной гробнице Филиппа II в городке Вергина и на выставке Александра Македонского в Археологическом музее города Салоники. Они подтверждают тот факт, что издревле для простых воинов и для царских особ их обмундирование и личное оружие всегда было гордостью и наградой, подчеркивало их ранг, статус и выдающиеся заслуги.
Награды древних римлян
В те далекие от нас времена в память о победе и в честь победителя многие народы возводили незамысловатые сооружения. Самое древнее из них представляло собой простой деревянный столб, с развешанным на нем захваченным у врага оружием и доспехами – трофеями (греч. το τροπαιων). Пространство вокруг столба использовалось для проведения особых ритуалов, которые совершали до и после военных походов. По сути своей столб представлял собой первую
коллективную военную награду того времени.
И древние римские племена не были исключением в этом плане, они тоже ставили столбы в честь победы и победителя. Сохранилось даже предание, которое гласит, что «Ромул, чтобы угодить богу Юпитеру, перед боем пообещал посвятить ему доспехи поверженного врага, срубил у себя в лагере огромный дуб, обтесал его, приладил и повесил в строгом порядке все части оружия поверженного противника». Со временем такой деревянный столб римляне стали называть просто Трофей и, впоследствии, придавали ему монументальное оформление. Примером тому может служить первое мраморное сооружение – Трофей Траяна, возведенное в Румынии у городка Адамклисси в честь победы римского императора Траяна над племенем Даков в 109 году. К сожалению, время не пощадило этот памятник и до нас дошли лишь фрагменты этого некогда грандиозного сооружения. На самом же деле данный тип зданий сначала возник в архитектуре Древней Греции, откуда был заимствован римлянами.
Известны и другие римские архитектурные памятники в честь победы и победителя. Например, сохранившаяся до наших дней мраморная Колонна Траяна, построенная в 113 году по тому же поводу. Около 40 метров высотой, она до сих пор возвышается над окружающими зданиями в центре Рима. Изнутри колонна полая с винтовой лестницей, а снаружи декорирована прекрасным опоясывающим фризом из 22 поворотов, который украшен барельефами со сценами той войны и 2500 фигурами древних воинов, которые некогда были искусно раскрашены яркими красками. Многие столетия колонна не только прославляла триумф императора, но и являлась его усыпальницей – в ее основании хранятся золотые урны с прахом императора Траяна и его жены.
Другой пример - знаменитая мраморная Ростральная колонна, воздвигнутая в честь первой победы римского флота под руководством адмирала Гая Дуилия над Карфагеном.Впечатляют многие шедевры, возведенные римлянами в честь победы и победителя. Это – бюсты, статуи и конные статуи, в том числе. Хорошо сохранилась конная статуя императора Марка Аврелия из позолоченной бронзы, которую отлили по случаю его победы над сарматами в 176 году.
Не могут не вызывать восхищения и древнеримские триумфальные арки, украшенные памятным надписями и победной символикой. По сложившейся традиции их венчает квадрига коней, а на колеснице восседает или стоит в полный рост, отлитый в позолоченной бронзе Триумфатор. Первая такая арка в честь Септимия Севера была возведена на римском форуме в 203 году в память об его победе над парфянами. Через такие арки во время торжественного шествия – Триумфа, проходил полководец-победитель и вся его армия. Существует интересная история возникновения арок, согласно которой «возвращаясь из похода, римские воины должны были пройти обряд очищения, т.е. очистить себя от следов убийств и жестокостей, совершенных на войне, чтобы снова стать мирными гражданами. Для этого они проходили под брусом, перекинутым через улицу, который образовывал как бы арку». Такая простая конструкция и стала прообразом великолепных триумфальных арок, как арка Константина, которые впоследствии стали возводить не только в Риме.
Самые древние награды в истории человечества
Еще более древние художественные и архитектурные артефакты свидетельствуют о том, что традиция увековечивания победы и прославления победителя зародилась, действительно, давным-давно. Это, например, рельефные плиты, которые некогда украшали тронный зал дворца ассирийского царя Ашшурнацирпала II (885 год до н.э.) в Кальху (современный город Нимруд в Ираке), сейчас находящиеся в Британском музее. Прямо по изображениям фигур проходит клинописный текст с родословной «царя вселенной, мощного мужа», а также перечень его побед и завоеванных стран от реки Тигр до Средиземного моря. На рельефах представлены сцены военных походов царя: преследование неприятеля на колесницах, осада крепости, захват добычи и, конечно же, его «триумфальное» возвращение. И хорошо видно также, что ассирийские воины украшали себя особыми знаками отличия: на запястьях и на предплечьях у них браслеты, в то время как у царя на запястье – браслет с изображением звезды. Слепки с этих рельефов можно увидеть и в зале Древностей Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве. Там же в одной из витрин выставлены на всеобщее обозрение древний ассирийский шлем, сбруя коня и металлические диски с шишечкой посередине – фалеры, о которых шла речь ранее.
Другой пример – памятные храмы, возведенные по приказу Рамсеса II Великого в Мемфисе специально для прославления победы фараона над хеттами. А также священные храмы комплекса Карнак и памятные стелы, где по традиции изображали не только подробный ход успешных военных действий, но и подробный перечень захваченного у врага имущества, оружия, людей и скота.
Награды животным
Последующее развитие наград происходило достаточно быстро и, возможно, что сегодня достигло своего апогея в моральном поощрении всех тех, кто совершал подвиги на поле боя. Возможно, что не всем известно об открытом не так давно в Лондоне памятном Мемориале Военных Животных. Этот мемориал – «долгожданная дань уважения народа миллионам животных, которые служили своей стране» - как выразилась глава Фонда Помощи животным Мэрилин Линдстром. Мемориал состоит из бронзовых статуй лошади, собаки и двух нагруженных боеприпасами мулов, стоящих на фоне барельефа с изображениями многочисленных представителей животного мира, среди которых есть даже светлячки. Эти насекомые несли службу во время 1-ой мировой войны – с их помощью офицеры освещали штабные карты в режиме светомаскировки. В общей сложности 62 представителя животного царства за самоотверженное участие в военных действиях были награждены медалью Дикин – аналогом высшей британской награды Крест Виктории. Эта медаль была учреждена в 1943 году по инициативе Марии Дикин. В 1945 году первым, кого наградили этой медалью, стал почтовый голубь по кличке Коммандо.
где новые статьи
ОтветитьУдалить