Несомненно, огромное значение в сохранении истории Кипра играют мастера фотографии, среди них – Иоаннис Павлос Фосколос (1852-1927) и Эдуард Воскеритзьян. Работали на Кипре и другие замечательные фотографы, которые оставили значительный след в истории острова. Но в данной статье расскажу только об Иоанне Фосколо и его ученике – Эдуарде Воскеритзьяне (информация и фото из книги Ставроса Лазариди «Κυπριακο Πανοραμα 1890-1930»).
Первые фотографы Кипра
Иоаннис -Павлос Фосколо

Иоаннис -П. Фосколос (Παύλο Ιωάννη Φώσκολο (1852-1927) родом с острова Закинфос, прибыл на Кипр из города Смирна, где учился профессии фотографа. Поехать на Кипр его подговорили друзья-англичане, которые хорошо знали его самого и его выдающиеся профессиональные способности фотографа. Отъезд его, таким образом, совпал по времени с получением Британией прав на владение островом, то есть в 1878 году.
Из исследований, что сделал для католической общины Кипра историограф Аристидис Кудунарис, выясняется, что Иоаннис Фосколос, предположительно, родился в 1852 году. Таким образом, когда прибыл на Кипр, ему было всего 26 лет, но он был опытным мастером фотографии и считался официальным фотографом Высокого Комиссара - Сэра Роберта Биддалпа (Sir Robert Biddulp).

По прибытии Фосколос открыл фото-студию вместе с М. Папатзьяном ( Μ. Παπατζιάν), с которым работал до 1980 года в Лимассоле, сначала на улице Виктории 98, а потом на углу улиц Святого Андрея и Ифигениас. Быстро получил известность у жителей города как мастер фотографии, и вскоре принимал участие в частных и общественных мероприятиях города, которые запечатлел на свой фотоаппарат и, тем самым, обессмертил.
Почти все члены богатых и родовитых семейств Лимассола «прошли» через его студию, и множество личных фотографий, наверняка, по сей день хранятся в семейных архивах. На фото мастера (на оборотной стороне) обычно было отпечатано по-английски: «название мастерской фотографа – герб Великобритании – имя фотографа - ссылка о том, что он является официальным фотографом Высокого комиссара – и, наконец, адрес студии».
Кроме портретов и семейных фотографий, во время прогулок (в свободное время) глаз художника сквозь линзу фотоаппарата запечатлевал природную красоту острова - холмистый рельеф, а также места поклонения - древние православные монастыри и мечети, панорамные виды городов и деревень, крутые и пологие изгибы заливов и некоторые археологические места.

Потом он продолжил фотографировать людей, но теперь не только богатых и родовитых буржуа, но и простых жителей Кипра за их повседневными занятиями или даже в домашней обстановке; делал фото крестьян за их тяжелой крестьянской работой и др. Так получился целый набор почтовых открыток о жизни Кипра.

За мастерство и художественный талант Иоаннис Фосколос получил золотую медаль на «Кипрской Выставке» в Афинах, состоявшейся во дворце Заппион в 1901 году, и на Промышленной выставке, которая прошла в Лимассоле в 1911 году.
Сохранились 2 серии открыток: те, что были отпечатаны в Германии, и еще более редкие открытки, что отпечатал в мастерской Фосколо его ученик - Эдуард Воскеритзьян, известные по подписи «Edward’s» и частично раскрашенные цветными карандашами.

Фосколос умер в Лимассоле в 1927 году и был похоронен на католическом кладбище города. После его смерти архив – стеклянные пластины потерялись или раскололись. Все, что осталось, так это - семейные фотографии в частных коллекциях, немногочисленные экземпляры открыток и, наконец, единичные фотографии, которые Фосколос когда-то сделал и раздал желающим.
Эдуард Воскеритзьян

Все это время маленький Эдуард учился техническим приемам фотографии у отца, и тайно мечтал посвятить свою жизнь фотографии. Так и случилось. Даже в возрасте 83 лет он продолжал проводить большую часть дня за работой в своей фото-студии в Лимассоле.
30 июня 1920 года 18-летний Воскеритзьян отправился в Лимассол, чтобы работать помощником у знаменитого И. П. Фосколо. Ведь тот, уже старенький, не мог справиться с огромным количеством заказов. Рядом с таким маститым учителем фотографии Эдуард освоил все премудрости фото дела. И когда Иоаннис Фосколос умер, взял дело в свои руки – продолжил заниматься фото обслуживанием жителей Лимассола.
Его первая фото студия, образованная совместно с братом - тоже фотографом (Варус Воскеритзьян, 1920-2006), начала работу в 1927 году на улице Афинон, рядом с женским училищем Лимассола, за которую им приходилось платить арендную плату - 6 кипрских лир в год. Через 2 года из-за возросшего числа клиентов, он перебрался в более просторное помещение - в мансарду здания Народного банка «Λαικη τραπεζα», где и проработал целых 40 лет.

С открытием своей собственной студии Воскеритзьян занимался преимущественно портретами жителей Лимассола. Интересовался, главным образом, видами города Лимассола, его архитектурой и окрестностями. Позднее его заинтересовали другие города и деревни острова, общественные праздники и прочее. А потом он переключился на выпуск фото-открыток с различными изображениями из жизни Кипра.

К сожалению, на его открытках нет подписей, что затрудняет их анализ и регистрацию по темам с последующим составлением каталога. Открытки с подписью вышли в свет только в 1950 году в 2-х сериях: те, что коричневого цвета, отпечатали в Англии, а те, что синевато-зеленого цвета, отпечатал издательский дом «Ferrania», Италия.
Ценность работ Фосколо и братьев Воскеритзьян заключается в том, что они отражают историческое прошлое Кипра.
Варус Воскеритзьян



-----------------------------------------------------------------


* Ставрос Лазаридис родился в греческом поселении Сулейманкиои (Soleimankioi, Сильменкиои) – первоначально владении богатого турецкого Сулеймана. Жители этого района были преимущественно тюркоязычными, за исключением нескольких семей из Карадага в Самсунеτο (греч. Καραντάγ της Σαμψούντας), которые говорили по-понтийски. Жители в основном занимались сельским хозяйством и животноводством. До обмена в поселении проживало около 410 человек, которые содержали церковь Святого Хараламбоса, а также мужскую и женскую школы, в которых училось много учеников из соседних поселений.
* Уроженец Аданама, Ваан Аведисян эмигрировал на Кипр после массовых убийств армянского населения в Османской империи в 1909 или 1915 годах. Поселившись в Никосии в начале 1920-х годов, он вместе со своим братом Арташесом основал студию "Братья Аведисян". В этом учреждении в основном создавались портреты для административных или семейных нужд.
Бизнес Аведисянов начал по-настоящему процветать, когда братья начали издавать открытки с изображением живописных достопримечательностей Кипра. Со вкусом сфотографированные и напечатанные в высоком качестве, эти открытки пользовались огромной популярностью как у местных жителей, так и у туристов. Примечательно, что на многих открытках были изображены не только обычные исторические памятники, но и современные события и явления современности. Студийные работы Аведисианса по пейзажной и портретной фотографии не отличаются формальными экспериментами или художественными устремлениями, а представляют собой яркий визуальный архив кипрской жизни, созданный с большой тщательностью и вниманием.
![]() |
ΤΟ ΜΕΓΑΛΕΙΟ ΚΑΙ Η ΑΠΛΟΤΗΤΑ ΤΗΣ ΚΥΠΡΟΥ – ΦΩΤΟΓΡΑΦΙΕΣ ΤΟΥ ΒΑΧΑΝ ΑΒΕΝΤΙΣΣΙΑΝ 1925 – 1950 |
Как и в большинстве армянских фотостудий начала ХХ века, бизнес Аведисяна стал учебной площадкой для других армянских фотографов. Среди его учеников были будущие кипрско-армянские фотографы, такие как Киракос Зартарян и другие.
Комментарии
Отправить комментарий