«На заре 20 века кипрский национальный костюм есть фундаментальный, определительный элемент в освещении и реконструкции жизни народа» - из обращения председателя Исторического и Этнографического общества Греции Афанасиоса К. Томараса по случаю проведения уникальной Выставки кипрской одежды и предметов обихода в апреле 1901 года в выставочном зале Запион, Афины.
Информация о кипрском костюме на заре 20 века

В 1901 году Патриотический Союз Киприотов, проживающих в Афинах, организовал выставку «The World of Cyprus at the Dawn of the 20th Century», на которой была представлена национальная утварь и одежда, которую носило кипрское население на тот момент. А также немногочисленные раритеты – предметы одежды более раннего периода, что почти исчезли из повседневной жизни.
Ведущую роль в подготовке, организации и проведении выставки сыграл Георгий С. Франгудис - основатель «Патриотического Союза Киприотов» (1898 г.), один из соучредителей будущего греческого Университета «Panteion» и патриот свой страны - Кипра.

Составляя композицию выставки, Г Франгудис объединил в единое целое немногочисленные сохранившиеся предметы старинной одежды. В результате, у него получился костюм прошлой эпохи, а предметы современной одежды он расположил так, чтобы они наилучшим образом представляли различные районы острова обоих полов. Коллекция костюмов, представленных в Афинах, таким образом, выстроилась хронологически правильно: экспонаты 19 века и начала 20 века доминировали и отражали свою эпоху, в то время как старинная утварь давала картину жизни населения Кипра в последние годы турецкого ига - до 1878 года.
Главные источники информации
В реконструкции костюмы периода времени, который кажется далеким прошлым даже для старшего поколения, главными источниками информации выступили, прежде всего, предметы одежды, хранимые в музеях или частных коллекциях, а также в семейных архивах. Одежда прошлого века, так или иначе, уже не многочисленна и порой не правильно датирована в отличие от той, что была представлена на выставке 1901 года.
Это большая удача, ведь чтобы получить полное представление об одежде того времени, нужно было обратиться к разным источникам – это книги, печатные издания, иллюстрации, репродукции, очерки. Ценные письменные материалы, что содержатся в пособиях и исторических работах по теме, а также в народном фольклоре. Много информации о национальной кипрской одежде (мужской и женской) нашлось в дневниках иностранных путешественников.
Книги и дневниковые записи
Так с началом британского правления к путешественникам мужчинам прибавились и первые женщины-путешественницы, которые были настолько любопытными и любознательными, что всюду совали свой нос, пытаясь разузнать как можно больше всего любопытного и интересного о новой английской колонии - Кипре. Наиболее выдающимися из всех женщин были Эсма Скотт-Стивенсон, Анна Браси. Лингвист и археолог Агнес Смит-Льюис, которая посетила Кипр в 1878 году. Миссис Льюис, которая побывала на Кипр в 1893 году.
Несмотря на субъективный характер информации, которую они передавали и временами резкие критические замечания в адрес местных порядков, путевые заметки этих Леди содержат зарисовки, фото и описания одежды, которую носили местные жители. То были образованные женщины, достаточно внимательные, чтобы зорким глазом заметить и оценить ручной работы предметы одежды, которые уже стали замещаться индустриальными товарами, привезенными из их наиболее продвинутой родины (Англии). Местные одежды из домотканой ткани, изысканно украшенные вышивкой и кружевом, были среди первых вещей, которые привлекли их внимание.
В конце 19 столетия одна такая женщина - Магда Онефолш-Рихтер (Magda Ohnefalsch-Richter), «ценительница древностей», и ее муж Mакс, "немецкий журналист и археолог", посетила Кипр. Тогда ей представился счастливый случай прожить на острове с 1894 по 1912 год, изучая традиции и образ жизни островитян, включая национальную кипрскую одежду. Написанная ею книга «Griechische Sitten und Gebrauche auf Cypern», содержащая 266 фото была опубликована в Берлине в 1913 году, раскрыла перед читателями всестороннюю картину жизни островитян на заре 20 века. Кроме того, в 1895 году ею был подготовлен и издан специальный альбом о Кипре в подарок принцу и принцессе Саксен-Мейнинген-Гильдбурггаузен за их финансирование исследовательского проекта, что осуществляла немецкая чета.

Официальные документы
Другими ценными письменными источниками информации о кипрской одежде являются те немногочисленные уцелевшие правовые документы - «Приданные контракты» и "Завещания". Указанные в них описания одежды и украшений – просты, лаконичны, подробны, дают точное название каждому предмету, предоставляя тем самым нам возможность реконструировать эти предметы костюма из перечня личных вещей. Информацию, получаемую из этих письменных источников, дополняют иллюстрации разных художников, портреты, миниатюры или гравюры. А также фотографии, ставшие доступными на острове с самых первых лет британского правления.
Фотографии
Так осенью 1878 года Джон Томсон путешествовал по Кипру в течение 3 месяцев, и сделал 54 фотографии, которые были опубликованы в его 2-х томной книге, увидевшей свет в 1879 году. На них он запечатлел не только античные монументы острова, но и некоторых местных жителей за их повседневными, обыденными занятиями, одетых в национальные одежды.
Фото-снимки Иоанниса П. Фосколо, который был награжден золотой медалью на выставке Кипрского костюма в 1901 году, тоже отражают жизнь островитян. Практически все фотографии того времени черно-белые. И представление о цветовой гамме одежды можно получить, рассматривая картины или же из описаний.
«По существу, исследуя те источники, что в нашем распоряжении, и дополнительный материал, мы можем сформировать достаточно четкую картину той одежды, которую некогда носили киприоты».
«От слова «врака», что означает «шаровары», происходит название всего национального кипрского мужского костюма. Сейчас в городах мужчины обеспеченные носят Frankish dress (одежду иностранного покроя, т.к. на Кипре всех иностранцев называли - francs), а вот «врака» все еще с гордостью носят обычные люди, преимущественного в столице» - с такими словами обратился к собравшимся Г. С. Франгудис на открытии выставки.
Комментарии
Отправить комментарий