Колыбель современного греческого театра

Острова Сирос и Закинфос - колыбель современного греческого театра. Там уже ставили театрализованные постановки задолго до образования Новогреческого государства. Одна из них - самая известная это "Ο ΧΑΣΗΣ. Τζακωμα και το φτιασιμον" - рифмованная жанровая комедия закинфского поэта Димитриоса Гузелиса, по общему признанию, является одним из высших достижений ионического духа, знаменуя в то же время начало современного греческого театра.

Первые театрализованные постановки

Димитриос Гузелис (1774-1843), заканчивая свою постановку "Хасис", сообщает нам, что он написал это произведение "ради друзей". Этой фразой, возможно, сам того не желая, он дает нам определение народного театра Закинфа, хорошо известных "Ομιλίες" (греч. речь, беседа). Действительно, этот оригинальный тип популярного выражения имел главной целью развлечь простых людей, и именно поэтому "беседы" разыгрывались во время карнавала. 


Обычно это были небольшие пьесы на эротические, социальные темы, в основном истории из повседневной жизни жителей острова. Время от времени они высмеивали завоевателей острова, правителей, знать, но также и местных жителей. Но все это в насмешливом тоне. Представления часто давались на площадях города или деревни, и актерами всегда были мужчины.

Сцена не была заставлена реквизитом, ее вообще не было, не было и декораций, софитов и, конечно же, микрофонов. В этом не было необходимости, поскольку ничто не отделяло сцену от собравшихся зрителей. Актеры занимали заранее отведенное им место на площади, зрители собирались вокруг них, и представление начиналось.

Но не только актеры вели "беседы", зрители активным образом участвовали в действии: вслух комментировали происходящее, поддразнивали актеров, а последние импровизировали ответы, часто нецензурно выражаясь. Удачные реплики были одобрены аудиторией криками, аплодисментами и улюлюканьем. Обычно представления сначала обкатывали в деревнях, потом в поселках и, наконец, они докатывались до исторической площади Святого Марка, где проходил "финита ла комедия". Там собрались все жители и наблюдали за актерами с площади, даже с прилегающих балконов.

Это необычное по стилю произведение Д. Гузелиса, написанное на живом местном языке того времени, с обилием итало-венецианских элементов и влияний местных "речей" Закинфа, оказала значительное влияние на стиль и язык других ионических авторов.

Знаменитым закинфским поэтом и драматургом был Антониос Матесис (1794-1874), происходивший из аристократической семьи острова. Его единственной театральной работой является драма "Василикос", описывающая образ общества острова Закинф начала 19 века (написана на местном диалекте). Матесис написал эту пьесу под влиянием комедии Мольера "Скряга". Пьеса была поставлена в 1832 году любительской труппой знати острова.

С острова Кефалиния происходит еще один поэт и театральный драматург, один из важных представителей Ионического театра - это Петрос Коцайтис (1660-1737). Его известные произведения - это две трагедии, вдохновленные греческой мифологией: Ифигения и Θυέστης.

В 1828 году Теодорос Алкаиос, актер-любитель из дореволюционной труппы в Валахии, отправился на остров Сирос в город Эрмуполис в качестве офицера греческой армии. С его театра - "гордость Эрмуполиса и нации в целом" и "самой живой школы человечества", как он охарактеризовал его, - начался послереволюционный греческий театр.

Градоначальник закрыл театр Алкея из-за его политических заявлений, но театральная деятельность в Сиросе продолжилась. В 1829 году появились молодые актеры-любители (Телемахос Паисис, Фемистоклис Элефтериадис, Леонидас Капелос, Иоаннис Кириакос), а также богатые театральные меценаты. Ранее того, в 1836 году Хараламбосом Михалопулосом (с о. Кефалонии) - "самым достойным актером страны", в порту Сироса был построен первый деревянный театр.

Труппа Михалопулоса, ставившая популярные европейские драмы "Аристодем", "Маньяк", появилась с гастролями в 1836 году в Нафплионе и Афинах, в театре Афанасиоса Шкодзопулоса, где исполнялся патриотический репертуар дореволюционных греческих любительских трупп Одессы и Бухареста (Л.Χ., "Орест", "Олимпия", "Смерть Демосфена", "трагедия Сульи") и более поздние произведения (Л.Χ., "Лепрентис", "Ригас Ферайос", "Скендербейс", "смерть Караискакис.

Первая театральная школа 

Афинская консерватория (греч. Οδειον) - старейшее музыкально-театральное учебное заведение современной Греции. Она отличалась качеством, широтой своей работы и вкладом в музыкальное и театральное образование страны. 

Музыкально–драматическое объединение "Афинский одеон - 1871" было основано в июне 1871 года. Первый устав Ассоциации определял в качестве ее целей создание консерватории, создание театра и подготовку драматургии, отправку стипендиатов за границу, присуждение премий и проведение концертов и спектаклей, в то время как члены-основатели Ассоциации остаются неизменными и почитаемыми до сегодняшнего дня.

За почти полтора столетия своей деятельности Афинская консерватория изучала или преподавала таким мировым музыкальным деятелям, как Спирос Самарас, Димитрис Митропулос, Никос Скалкотас, Мария Каллас, Джина Бахауэр, Александра Трианти, Микис Теодоракис, Лукас Каритинос, Димитрис Сгурос и многие другие. 

Она также подготовила ряду достойных музыкантов, которые укомплектовали симфонические оркестры страны, в то время как нынешний Афинский государственный оркестр сам по себе является исторической эволюцией симфонического оркестра Афинской консерватории.

Значительным был исторический вклад Афинской консерватории в преподавание и культивирование византийской музыки, выразившийся в создании в 1903 году Школы византийской церковной музыки с целью распространения и развития музыкальной традиции Константинопольского патриархата в Греции. Эта школа, которая продолжает функционировать по сей день, была признана в 1936 году единственной "официальной школой церковной и государственной византийской музыки".
Но и в области драматического искусства Афинская консерватория многое предложила с 1871 года по сегодняшний день, благодаря функционированию первой и самой древней театральной школы в стране, в которой время от времени преподавали выдающиеся театральные деятели, такие как Эмилиос Веакис, Димитрис Родирис, Костас Мусурис, Димитрис Майрат и другие
Сегодня Афинская консерватория продолжает предлагать художественное образование высокого уровня, сталкиваясь при этом со значительными трудностями в особенно неблагоприятной экономической, социальной и культурной среде. 

Действительно, систематическое сокращение ежегодной государственной помощи, получаемой Афинской консерваторией по закону, которое началось уже в середине 2000-х годов и значительно усилилось в годы экономического кризиса, создало много трудностей. В то же время в сфере образования сейчас ощущается необходимость в радикальной модернизации предложений консерватории, с тем чтобы предлагаемые ею исследования отныне могли быть лучше согласованы с данными и требованиями постоянно обновляющегося и чрезвычайно беспокойного художественного рынка. Все это приводит нынешнюю администрацию Афинской консерватории, с одной стороны, к усилиям по рационализации и реорганизации ее внутренней деятельности, а с другой стороны, к систематическому пересмотру и модернизации условий ее общего образовательного предложения в контексте самых современных художественных контекстов.

Комментарии