Искусство жить хорошо

Действительно, что означает древнегреческое "ευ ζην", из чего оно "складывается". Именно оно дало начало такому учению о счастье, как эвдемонизм. А сейчас мы только и слышим отовсюду "гедонизм, гедонизм". Между прочим, это тоже древнее учение о счастье. Давайте же чуть-чуть прикоснемся к этим одинаковым и разным, одновременно, древним учениям. Да, да, именно, древним. А вы думали, что они возникли совсем недавно. Как бы не так!

Чтобы разобраться в вопросе нам поможет один греческий источник и Википедия. Но если вам будет мало информации, читайте больше там же или где-нибудь еще. Здесь у меня нет задачи "нырять глубоко" в тему.


Гедонизм (др.-греч. ηδονη "наслаждение, удовольствие, счастье") - аксиологическое учение, согласно которому удовольствие является высшим благом и смыслом жизни, единственной терминальной ценностью (тогда как все остальные ценности являются инструментальными, то есть средствами достижения удовольствия).

Основоположником гедонизма считается древнегреческий философ Аристипп (435—355 год до н. э.), современник Сократа. Аристипп различает два состояния души человека: удовольствие как мягкое, нежное и боль как грубое, порывистое движение души. При этом не делается различия между видами удовольствия, каждое из которых в своей сущности качественно похоже на другое.

Путь к счастью, по мнению Аристиппа, лежит в достижении максимального удовольствия, избегая при этом боли. Смысл жизни, по Аристиппу, находится именно в получении физического удовольствия.

Эвдемонизм (др.-греч. εὐδαιμονία "процветание, благополучие, счастье") - этическое направление, признающее критерием нравственности и основой поведения человека его стремление к достижению счастья.

Согласно приверженцам эвдемонизма, наивысшим благом для человека является счастье. По словам древнегреческого философа Аристотеля (384 -322 год до н.э.), учение которого относят к эвдемонизму, счастье «мы всегда избираем ради него самого и никогда ради чего-то другого».

Еще не разобрались, тогда смотрите и слушайте

Искусство жить хорошо

Как утверждает греческий источник: "Александр Македонский, величайший полководец всех времен, говорил "στους γονείς μου οφείλω το ζην και στο δάσκαλό μου το ευ ζην". Это означает, что "жизнью он обязан своим родителям", а хорошей жизнью - своему учителю", великому греческому философу Аристотелю. Согласно Плутарху, Филипп II, царь Македонии, отправил своего сына (Александра) в Нимфей, недалеко от древней Мизы, чтобы Аристотель научил его там “хорошей жизни”.

Для древних греков "ευ ζην" было высшим благом и переводилось как "искусство жить хорошо" (эвдемония), при этом оно предполагало достижение физического и психического здоровья человека и вело к улучшению качества его жизни во всех сферах, приводя его к состоянию счастья. 

Термин происходит от древнегреческого наречия ευ, означающего "хорошо", а также древнегреческого(инфинитив настоящего времени глагола, означающего "выживание, жизнь"). Сейчас, конечно, чаще употребляют греки выражение καλη ζωη, что означает "хорошая жизнь", или well being, на худой конец.

С более расширенным, адаптированным к потребностям современной социальной реальности и с учетом того, что образ жизни, условия работы, социальные связи и действия в наше время создает новые возможности для современного человека и не только греков, "хорошая жизнь" теперь охватывает все, что может сделать жизнь человека более качественной, более эффективной и более комфортной. В этом суть эвдемонизма, согласны.

Для некоторых "хорошая жизнь" означает дорогую машину с большим количеством "лошадиных сил", дом площадью в несколько футбольных полей, поездки в роскошные курортные места, загородный дом, брендовую одежду и обувь, различные суперновинки техники и т.д. В то время как отсутствие всего этого воспринимается как признак бедности, неудачи, несчастья. В этом просматривается ... Что? Правильно, гедонизм.

"Ευ Ζην" - это, также наши родовые корни, культурное богатство наших древних предков, наша история, наше образование, просвещение, книги, правильное воспитание, сплоченность, честь, взаимопомощь.

Для каждого мыслящего человека "хорошая жизнь" выходит далеко за рамки материальных удобств и благ, навязанных эпохой. Как бы сильно мы в это не верили, но мы сами определяем образ и качество нашей жизни. Наше собственное благополучие заключается и должно заключаться в нашем богатом внутреннем мире, нашем образе мышления, нашем выборе и наших амбициях, и все это будет достигнуто только благодаря индивидуальным усилиям каждого по улучшению себя, условий своей жизни, обучению позитивному мышлению, оказанию помощи ближним.

Да здравствует ΕΥ ΖΗΝ, товарищи!