Таинственная дверь

Только я решила уехать на дачу на подольше, заняться огурцами и помидорами, как сразу на глаза попалась очередная любопытная информация. И всего то о каком-то там таинственном здании в готическом стиле с массивной дверью, что совсем не свойственно греческой архитектуре. Конечно, в таком большом городе, как Афины, встречаются разные сооружения, но это что-то из ряда вон выходящее, да еще на одной из центральных улиц.

Секрет особняка Циллера-Ловердоса

Прежде всего, немного слов об улице Академиас - это одна из самых известных и многолюдных улиц столицы Греции, там гуляют многочисленные туристы, да и сами греки шастают по ней с утра до вечера, ведь рядом находится университет и другие образовательно-развлекательные учреждения, и не только (нравится мне это словосочетание). Я тоже ходила-бродила по ней многократно туда-сюда мимо этого необычного здания - втиснутого или стиснутого между двумя соседними многоэтажками. И никогда не задумывалась (честно), что это за дом такой и что за той дверью скрывается?

 
Не буду вас томить ожиданием рассказа об истории этого таинственного сооружения, сразу скажу и покажу, что там внутри: 

- обитая деревом дверь, что должна быть с мощным замком и таким же мощным ключом, но нет, замок и ключ стандартные; 
- окно над дверью и вытянутое окно на втором этаже обыкновенные, но с решетками: 
- с порога взору открывается длинный коридор с арочным потолком и расписными стенами. 

Над дверью мраморная доска с надписью, которая гласит: "был основан с тем, чтобы напомнить, что именно этому священному искусству своих отцов и дедов греки обязаны сохранением веры и национального единства, стойкостью своих душ во время великой борьбы греческой нации, а также своей свободой".

Ну, да, был здесь когда-то музей византийского искусства и не только, о чем расскажу, постепенно продвигаясь от одного любопытного факта из истории дома к другому, а пока картинки посмотрите.

     

     
Не сомневаюсь, вас удивит тот факт, что этот необычный дом с массивной дверью на улице Академиас, 58 является продолжением неоклассического особняка на улице Мавромихали, 6, что был построен в 1882-1885 годах как дом Эрнеста Циллера. 
Циллер построил особняк на улице Мавромихалис 6 лично для себя и прожил там вместе со своей семьей до 1912 года, пока не продал банкиру-коллекционеру византийского искусства Дионисиосу Ловердасу (1878-1934). Вернее сказать, последний купил этот дом на аукционе и сразу же начал перестраивать его под свою обширную коллекцию византийских раритетов, а также работ греческих художников и предметов народного искусства того времени.

Теперь понятно, почему снаружи таинственный "дом с дверью" выполнен в неоготическом стиле с "зубчиками", что напоминают крепостную башню (готика - должно быть, любимый стиль саксонского архитектора Эрнста Циллера), а изнутри дом декорирован под убранство византийских церквей с расписными стенами, сводчатым потолком, мозаичным полом, иконостасом с иконами, что являлся любимым дизайном Дионисиоса Ловердоса. На самом же деле, оказалось, что это не так.

Значение особняка для истории Греции

Не буду строить из себя очень умную, и предоставлю вам информацию, найденную мною на сайте одного архитектурного бюро, что занимается изучением греческого архитектурного наследия. Вот, что они пишут: "Особняк Циллера-Ловердоса - одно из самых значительных неоклассических зданий в центре Афин, спроектированное и выполненное выдающимся немецким архитектором Эрнстом Циллером; оно сохранило все элементы своей первоначальной формы, несмотря на последующие обширные вмешательства. Второй владелец, известный банкир Дионисиос Ловердос, внес в проект элементы византийского стиля, спроектированные греческим архитектором Аристотелесом Захосом (1871-1939), курировала проект фольклористка Анжелики Чаджимичали (1895-1965)".

Скажу два слова об архитекторе: Аристотелес Захос родился в Касторьи, учился в Германии последовательно в университетах трёх городов - Мюнхена, Штутгарта и Карлсруэ. Вернувшись на родину - в Грецию, в 1911 году он опубликовал статью "Народная архитектура" в журнале Художник, где поставил под сомнение греческое происхождение господствующего тогда баварского неоклассицизма Циллера и провозгласил поворот к греческой народной архитектуре - неовизантинизм. Ему удалось-таки найти пример таковой, тем самым обосновать свое утверждение: и благодаря ему "зубчатые башни" стали самым характерным элементом архитектуры загородных дворцов и вилл афинской знати начала 20 века. Сегодня Захоса считают "самым значительным предтечей архитектуры эллино-центрического модернизма".

Итак, в 1925 году архитектор с мастерами под надзором фольклористки начали переделывать здание под совместное проживание семьи Ловердос с обширной коллекцией византийского искусства, естественно, со всеми необходимыми сносами стен и возведением новых, что, в результате, мы можем сегодня лицезреть на улице Академиас, 58а. 

Так возник таинственный дом с дверью, "входная группа" которого является узнаваемой "фишкой" вышеупомянутого архитектора-предтечи. 


"Сохранение и реставрация здания, внесенного в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, было сочтено необходимым из-за его исключительной важности, поскольку оно представляет уникальный архитектурный интерес не только потому, что оно было спроектировано и выполнено лично, возможно, самым выдающимся архитектором зрелого неоклассицизма, но и потому, что его строительство на отдельных этапах свидетельствовало о конфликте и примирении двух различных исторических архитектурных направлений 19-го и 20-го веков, представленных как известными архитекторами и художниками, так и интеллектуалами современной Греции для его последующего использования под музей".

По секрету всему свету расскажу

В 1934 году Дионисиос Ловердос умер в Мюнхене, и здание перешло в собственность его жены Артемиды, а позже и дочерей Иоанны и Марии. В 1979 году Иоанна Ловерду передала дом в дар Византийскому музею вместе с большей частью произведений искусства. Однако, как часто бывает с нежданным подарком, никто не знал, что с ним делать, и не нашли ничего лучше, как сдать "подарок" в аренду: здание использовалось как склад под декорации Греческой национальной оперы, которая располагалась на той же улице Акадимиас, как раз напротив. По банальной случайности в здании произошел пожар, который уничтожил большую часть внутренних помещений вместе со всем театральным реквизитом. 

Главной особенностью и визитной карточкой особняка Циллера и поздней пристройки, помимо "входной группы" в неовизантийском стиле, является великолепный купол церкви, что располагалась внутри, большой бальный зал с мраморными колонами, прекрасные потолки, внутренний дворик, а пол был устлан, словно ковром, "метлахской" плиткой и мозаичными панно, подобные тем, что в Помпеях. 

Вообще-то, всем помещениям здания и первый, и второй хозяин постарались придать шикарный вид с налетом мистики, возможно, под влиянием своего семейного окружения (брат Дионисиоса Ловердоса - Спиридон Ловердос был масоном, членом ложи " Παρθενών").

   

   


Многие исследователи и любители тайн говорят о герметично закрытых люках, ведущих в темные подземные переходы и галереи, особенно о дверях, что сейчас почему-то сложены кирпичом. Какие-то странные тевтонские символы на многих декоративных элементах интерьера музея также встречаются по всему пространству. Примечательно, что в большинстве комнат на полу отсутствует центральная "плитка", начиная с первого этажа. Были ли они удалены из-за того, что на них был изображен какой-то символ, неизвестно. Но самым любопытным элементом, который был отличительной чертой здания и, возможно, ключом к разгадке всей тайны, был внушительных размеров дракон, украшавший вход в дом.

Да, когда-то Железный дракон с расправленными крыльями "парил" над дверью, его убрали в 1993 году. Причиной стал переполох, поднявшийся в связи с делом "сатанистов Παλλήνης". В течение многих лет здание представлялось местом проведения сатанинских церемоний. И такое, действительно, было.


Комментарии